Электронный научный журнал

Мардахаев Л.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ

Лев Владимирович Мардахаев — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики РГСУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, ORCID ID: 0000-0002-9654-9246; SPIN-код: 6449-0103 (Россия, Москва), E-mail: mantissa-m@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена раскрытию существа профессиональной идентификации обучаемых в процессе их подготовки в вузе. Дается понимание понятий идентификация, профессиональная идентификация, профессионально-ориентированная идентификация как естественный закономерный процесс соответствующего отождествления людей, находящихся в единых условиях под воздействием общих факторов. Выделены и охарактеризованы выражения: профессиональная идентификация обучаемого и специалиста; профессионально-идентификационное становление обучаемого, самоидентификация специалиста, идентификация специалиста, профессиональная идентифицированность выпускника и специалиста. Выделены и охарактеризованы факторы, существенно влияющие на процесс и результат профессионально-ориентированной идентификации обучаемых в вузе: социокультурная среда вуза; профессорско-преподавательский состав факультета; база практик обучаемых; мотивированность и активность обучаемых в овладении профессией. Выделены и охарактеризованы качественные характеристики профессионально-ориентированной идентификации человека: мировоззрение; культура профессионального поведения; социоролевое положение; отношение к миру вещей и явлений; опыт деятельностного проявления. Охарактеризована взаимосвязь профессионально-ориентированной идентификации, организационной культуры и корпоративной культуры.

Ключевые слова: идентификация, профессиональная идентификация, самоидентификация, идентифицированность, идентификационное становление.

 

Литература:

  1. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Издат.-торг. Дом «Перспектива», 2016.
  3. Мардахаев Л.В. Основы самостоятельной работы студентов: учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-ние МГСУ, 1998.
  4. Мардахаев Л.В. Профессионально-ориентированная социализация обучающихся и необходимость ее стимулирования // ЦИТИСЭ: Электронный научный журнал. – 2017. – № 3(12)
  5. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ: Электронный научный журнал. – 2018. – №1 (14).
  6. Методика преподавания в вузе: российско-американский проект: учеб. пособие для магистр., аспирантов и начин. препод. / под ред. Л.В. Федякиной. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во РГСУ, 2014.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Изд. 2-е. – М.: Московский психолого-педагогический институт, 2008. – С. 526-550.
  9. Мудрик А.В. Социализация человека : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  10. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня: учеб.-метод. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  11. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник. – Изд. 3-е. – М.: РИОР-ИНФРА-М, 2014. – С. 65-100.
  12. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка в семье: моногр. / Ф.А. Мустаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  13. Перинская Н.А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социологический сб. Вып. 4 / Ин-т молодежи. – М.: Социум, 1998. – С. 36–40.
  14. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 1987.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. – М., 1996.