Электронный научный журнал

Дубив Н.А., Нелаева Г.А., Соловьева И.В.

ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: НЕМЕЦКИЙ КАК ПЕРВЫЙ ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ

Надежда Викторовна Дубив — кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии, Директор центра им. Георга Вильгельма Стеллера, Тюменский государственный университет (Россия, Тюмень) E-mail: n.v.dubiv@utmn.ru

Галина Александровна Нелаева — кандидат политических наук, профессор кафедры новой истории и мировой политики, Тюменский государственный университет (Россия, Тюмень), E-mail: g.a.nelaeva@utmn.ru

Инна Владимировна Соловьева — кандидат филологических наук, заведующий кафедрой немецкой филологии, Тюменский государственный университет (Россия, Тюмень), E-mail: i.v.solovyova@utmn.ru

Аннотация.  С введением в 2015 году второго иностранного языка в российских школах, появилась острая необходимость в обучении учителей второго иностранного. Зачастую именно университеты стали центрами подготовки и переподготовки учителей. В данной статье мы рассматриваем разработку и реализацию курсов повышения квалификации, проводимых в Тюменском государственном университете при сотрудничестве с Гете-Институтом (Москва) в 2016-2018 годы для учителей немецкого как второго иностранного языка. Путем проведения опросов и интервью участников курсов и мультипликаторов Гете-Института, мы ставили своей целью выявить, как именно проводились данные программы и как они воспринимались участниками, а также, в общем, с какими проблемами сталкиваются участники в ходе своей профессиональной деятельности, чтобы выявить специфику внедрения второго иностранного языка как обязательного предмета в российских школах.

Ключевые слова: немецкий как второй иностранный, Гете-институт, обучение учителей.

 

Литература:

  1. Arefyev A.L. Izuchenie nemeckogo yazyka molodezh’ju Rossii [German language learning by young people in Russia]. Demoscope Weekly, 441 – 442, 1 – 14, 2010. . [Electronic resource] — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit04.php (date of the application 03.03.2019).
  2. Astronomy Classes to Replace Extra Language Lessons in New Russian Schools Proposals. // The Moscow Times. October 05, 2016.  [Electronic resource]  —URL: https://themoscowtimes.com/news/astronomy-to-replace-second-foreign-language-study-in-russian-schools-55607 (date of the application 03.03.2019).
  3. Chankseliani, M. Reflections on student mobility from Russia, Eastern Europe, Caucasus, and Central Asia: Macro- and meso-level analyses. Presentation. 21 September 2017. Department of Education, University of Oxford. [Electronic resource] URL:https://www.researchgate.net/profile/Maia_Chankseliani (date of the application 03.03.2019).
  4. Cummins, J. & Davison, C. International Handbook of English Language Teaching. Part I. Springer International Handbooks of Education, 2017. 283 P.
  5. Feryok, A. & Oranje, J. Adopting a Cultural Portfolio Project in Teaching German as a Foreign Language: Language Teacher Cognition as a Dynamic System // The Modern Language Journal, 99 (5), 546-564, 2015.
  6. Gabryś-Barker, D. Reflectivity in pre-service teacher education. A survey of theory and practice. Katowice: University of Silesia Press, 2012. 270 P.
  7. Germany International Student Statistics 2018. . [Electronic resource] — URL: https://www.studying-in-germany.org/germany-international-student-statistics-2018/ (date of the application 03.03.2019).
  8. Gong, Y., Lyu, B.  & Gao, X. Research on Teaching Chinese as a Second or Foreign Language in and Outside Mainland China: A Bibliometric Analysis // Asia-Pacific Education Researcher, 27(4), 2018. P. 277–289.
  9. Johnson, K. E. Second language teacher education: A sociocultural perspective. New York: Routledge, 2009.
  10. Maaß, K-J. (ed.) Kultur und Außenpolitik. Handbuch für Studium und Praxis. Institut für Auslandsbeziehungen. 3. Aufl. Baden-Baden: Nomos, 2015.
  11. Little, D. Learner autonomy and second/foreign language learning. Center for Languages, Linguistics and Area Studies, 2012. URL: https://www.llas.ac.uk/resources/gpg/1409 (date of the application 03.03.2019).
  12. Official Tyumen Region Web-site. . [Electronic resource] — URL: http://www.tyumen-region.ru/ved/cooperation/international/de/ (дата обращения03.2019).
  13. Potocka, D. Second Language Teacher Education: Shifting Paradigms and Future Challenges. In M. Pawlak (ed.), Extending the Boundaries of Research on Second Language Learning and Teaching, 2011. P.169-179.
  14. Reinhardt, J., Warner, C., & Lange, K. Digital games as practices and texts: New literacies and genres in an L2 German classroom. In J. Pettes-Guikema & L. Williams (eds.), Digital literacies in foreign and second language education. San Marcos, TX: Calico, 2014. P. 159-177.
  15. Singer, O. Auswärtige Kulturpolitik in der Bundesrepublik Deutschland. Koneptionelle Grundlagen und Entwicklung seit 1945. Wissenschaftliche Dienste des Deutschen Bundestages 22.09.2003. URL: http://webarchiv.bundestag.de/archive/2008/0506/wissen/analysen/2003/2003_12_22_kultur.pdf (date of the application 03.03.2019).
  16. Tyumen State University Press Release: Project “German as the First Second Language Continues”. 12 February . [Electronic resource] — URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/obshchestvo-i-kultura/494760 (date of the application 03.03.2019).
  17. Vetter, E. Educating Teachers—Reflectivity Through a Polish-Austrian Lens. In Gałajda, D., Zakrajewski P. & Pawlak, M. (eds.), Researching Second Language Learning and Teaching from a Psycholinguistic Perspective, Second Language Learning and Teaching, Springer International Publishing Switzerland, 2016. P. 259-272.
  18. Warner, C. & Dupuy, B. Moving toward multiliteracies in foreign language teaching: Past and present perspectives … and beyond // Foreign Language Annals, 51, 2018. P. 116–128.
  19. Wiley, T. G. Language Policy and Teacher Education. In S. May, S. & Hornberger, N.H. (eds), Encyclopedia of Language and Education, 2nd Edition,
    Volume 1: Language Policy and Political Issues in Education, 2008. P. 229–241.
  20. Young, S.S.C. Integrating ICT into second language education in a vocational high school // Journal of Computer Assisted Learning, 19, 2003. P. 447-461.
  21. Ziegler, G. Multilingualism and the language education landscape: challenges for teacher training in Europe // Multilingual Education, 3 (1), 2013. [Electronic resource] — URL: http://www.multilingual-education.com/content/3/1/1 (date of the application 03.03.2019).