Электронный научный журнал

Загуменнов Ю.Л.

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Юрий Леонидович Загуменнов — кандидат педагогических наук, профессор кафедры менеджмента, учета и финансов, Минский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Республика Беларусь, Минск), РИНЦ SPIN-код: 1300-4030, E-mail: inedu@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «инклюзивное образование» в его широком значении, а именно, как  позитивная реакция на разнообразие всех без исключения учащихся (не только с особенностями психофизического развития) и восприятие их индивидуальных отличий (психических, физических,  социальных, экономических, этнических и других) не как проблем, а как возможностей обогатить образовательный процесс и повысить его качество. При этом акцент делается на социальном аспекте инклюзии, т.е. на том, что разные учащиеся должны научиться жить вместе. Цель работы — предложить модели организации образовательного процесса, обеспечивающие как качество образования, так и равенство возможностей в его получении. Методом исследования является сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов, а также проведение экспериментальной работы в учебных заведениях. В качестве перспективных инновационных для региона моделей обеспечения необходимого баланса  качества и равенства в образовании предлагаются технология Дальтон, элементы которой были апробированы еще в начале прошлого века и мультипрофильное обучение, во многом заимствованное из зарубежного опыта. Результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса в средней и высшей школах.

Ключевые слова: инклюзивное образование, равенство возможностей, качество образования, Дальтон-технология, мультипрофильная модель обучения.

 

Литература:

  1. Степанова О.С., Николаева А.А. Актуальные проблемы развития инклюзивного образования в России: опыт социологического исследования//
    Социодинамика. – 2019. – №1. – С. 49-56.
  2. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования//Вестник Института образования человека. – 2016. – № 1. – С. 13.
  3. Загуменнов Ю.Л. и др. Личностно-ориентированная технология Дальтон. Мн.: АСАР,1998.– 174 с.
  4. Загумённов, Ю.Л. Мультипрофильная организация образовательного процесса в контексте компетентностного и инклюзивного подходов / Ю.Л. Загумённов // Компетентностный подход в образовании: история и современность: тез.докл. на Междунар. науч.-практ.конф. (16—17 апр. 2013 г., г. Минск, Беларусь) /гл. ред. Т.И. Мороз [и др.]. — Минск: МГИРО, 2013. — С. 73—74.
  5. Зенченко С.А. Цели и показатели устойчивого развития//Cовременные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: Материалы X международной научно-практической конференции. 2017. — С. 389-392.
  6. Шинкарева Н.В. Инклюзивное образование — образование для всех//
    Матрица научного познания. – 2019. – №2. — С. 117-123.
  7. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml – (Дата обращения: 07.03.19).
  8. О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них: Указ Президента Республики Беларусь, 25 января 2018 г. № 30. [Электронный ресурс]. URL:http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-30-ot-25-janvarja-2018-g-17950/– (Дата обращения:07.03.19).
  9. Отмена экзаменов в гимназии: мнения учителей, учеников и родителей – [Электронный ресурс]. – URL: https://sputnik.by/society/20180127/1033272662/chto-dumayut-uchitelya-ucheniki-i-roditeli-ob-otmene-ekzamenov-v-gimnazii.html– (Дата обращения: 07.03.19).
  10. Скоу Л.Р. Подходы, опыт и задачи диверсификации образования в Дании/Л.Р.Скоу//Материалы межд. конф.: Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы/ Минск, НИО. – 2007. – С.39-51.
  11. Цели в области устойчивого развития. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/– (Дата обращения: 07.03.2019).
  12. Экзамены в гимназии отменили: как это скажется на уровне подготовки – [Электронный ресурс]. – URL: https://sputnik.by/society/20180126/1033257006/ehkzameny-v-gimnazii-otmenili-kak-ehto-kazhetsya-na-urovne-podgotovki.html – (Дата обращения: 07.03.19)
  13. Inclusive Education: The Way of the Future. Reference Document of the 48th Session of International Conference on Education. IBE-UNESCO http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Policy_Dialogue/48th_ICE/CONFINTED_48-3_English.pdf
  14. Sixth Workshop of the CIS Community of Practice in Curriculum Development. [Электронныйресурс]. URL:http://www.ibe.unesco.org/en/news/sixth-workshop-cis-community-practice-curriculum-development – (Дата обращения: 07.03.19).
  15. The OECD Programme for International Student Assessment (PISA) – [Электронный ресурс]. – URL:http://www.oecd.org/pisa/– (Дата обращения: 07.03.19).