Электронный научный журнал

Иванов А.В.

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФАНТИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Александр Владимирович Иванов — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (Россия, Москва), SPIN-код: 2422-2873,  E-mail: aivanov7@rambler.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена интересом педагогического сообщества к проблемам воспитания в современном российском обществе, выявлению способов его развития. В связи с этим, данная статья направлена на раскрытие теоретических основ и технологии психолого-педагогического сопреодоления инфантильности подростков и молодежи. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются аксиологический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, позволяющие комплексно рассмотреть проблему помощи инфантильным подросткам и молодежи. В статье представлены сущность и содержание понятия «сопреодоление» и «инфантильность» в психолого-педагогической литературе, структура технологии, содержание деятельности и механизмы ее осуществления, выявленные в ходе эмпирического исследования (эксперимента). Автор стоит на позиции, что понимание взаимосвязи человека не только с социальной средой, но и с космическим пространством, значения энергий в развитии человека и управления ими с помощью воли, осознание значения развития волевых качеств и ответственности в контексте с другими духовными качествами, освоение соответствующих методов работы, способствует успешному развитию подростка как социальной личности и как духовного человека в процессе развития и самосовершенствования. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания, студентов, педагогов школ.

Ключевые слова: сопреодоление, технология, инфантилизм, направления деятельности, методы работы.

 

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.
  3. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. — СПб.: Алетейя, 2007. – 544 с.
  4. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации подростка // Классный руководитель. – 2000. — №3.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт Практической Психологии», 1997. –352 с.
  6. Большая психологическая энциклопедия / [А.Б. Альмуханова и др.]. – М.: Эксмо, 2007. – 542 с.
  7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры ХХI века // Инновационная школа. – 1998. — №2.
  8. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  9. Иванов А.В. Педагогика социальной среды как отрасль социальной педагогики. Монография. Saarbrucken:Palmarium Academic Publishing, 2013. – 499 с.
  10. Иванов А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания подростка по развитию его сознания: монография. – М.: Перспектива, 2017.
  11. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. – М.: Народное образование, 2000, СПб. — №10.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл. –2005. –352 с.
  13. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. – С. 7-22.
  14. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – М.: Владос, 2002. https://studfiles.net/preview/5568665/page:25/
  15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. –174 с.
  16. Тестотека. (http://testoteka.narod.ru).
  17. http://psyhologytoday.ru/public/nezrelost-lichnosti-ili-infantilnost-oshibki-vospitaniya/.
  18. http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-infantilism.
  19. https://intellect.ml/3-korrektsiya-povedeniya-podrostkov-infantilov-5053.