ISSN 2409-7616

Варламова Е.Ю.

ПРИНЦИП ЛИНГВОКУЛЬТУРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Елена Юрьевна Варламова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»; РИНЦ SPIN-код: 9315-6562; (Россия, Чебоксары); e-mail: ev302@mail.ru

Аннотация.  В статье затрагивается проблема подготовки личности будущего педагога к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза. Процессы реформирования российской системы образования обусловливают изменения требований поликультурного социума к личности, уровню владения ею иностранным языком, а также этнокультурной готовности. Такая готовность личности характеризует развитость её способностей к взаимодействиям и общению с носителями иностранного языка и иноязычной культуры на основе сохранения собственной социокультурной позиции представителя родного народа. Обращение к научной и методической литературе, нормативной документации позволило выявить лингвокультурный компонент в компетенциях, формируемых в процессе иноязычной профессиональной подготовки студентов в вузе. С учетом данных требований определена значимость лингвокультурного принципа, выступающего в качестве основы иноязычной профессиональной подготовки бакалавров – будущих педагогов. Реализация принципа лингвокультурности связана с последовательным применением системы методов для достижения поставленной цели – подготовки личности к самореализации в поликультурном социуме, посредством осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: иноязычная профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, компетенция, лингвокультура, поликультурная среда.

 

Литература:

  1. Egorychev A.M., Mardakhaev L.V., Sizikova V.V., Volenko O.I., Akhtyan A.G., Varlamova E.Yu., Knyazkova E.A. Deontological culture of social sphere specialists and the need for its formation // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). – Volume 9, Issue 11, November 2018. – Pp. 1781–1788. – Available at: http://www.iaeme.com/ijciet/issues.asp?JType=IJCIET&VType=9&IType=11
  2. Galajda D. Communicative competence // Communicative Behaviour of a Language Learner, Second Language Learning and Teaching. Springer US. ­– 2017. – Pp. 19–26. DOI: 10.1007/978-3-319-59333-3_2
  3. Hammer M.R., Bennett M.J.,  Wiseman R. Measuring intercultural sensitivity: The intercultural development inventory // International Journal of Intercultural Relations – 2003. – No. 27-4. – Pp. 421–443. DOI: 10.1016/S0147-1767(03)00032-4
  4. Kalymbetova E., Kulsariyeva A., Massalimova A. Communicative competence of high school students / ICCSBS 2015 — the annual international conference on cognitive — social, and behavioural sciences / Edited by Bekirogullari, Z. and Minas, MY. Future Academy. – 2015.
  5. Koester J., Lustig M.W. Intercultural communication competence: Theory, measurement, and application // International Journal of Intercultural Relations. – 2015. – No. 48. – Pp. 20–21. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2015.03.006
  6. Komleva N.V. Professional competence of the person in the Smart-society // Open Education – 2017. – No. 0(1). – Рр. 27–33. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-1-27-33
  7. Kuznetsova I. Self-realization as an issue of humanistic psychology // Science and education. – 2016. – No. 2-3. – Pp. 129-134. Available at: http://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/en/articles/2016-2-3-doc/2016-2-3-st23-en
  8. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Varlamova E.Yu., Kostina E.A. Development of ethno-cultural personality of future teacher in linguistic educational environment of high school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. – 2018. – Vol. 8. – No. 4. – Pp. 204–216. – DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.13
  9. Nguyen H. Social interaction and competence development: Learning the structural organization of a communicative practice // Learning, Culture and Social Interaction. – 2012. No. 1-2. – Pp. 127–142. DOI: 10.1016/j.lcsi.2012.05.006
  10. Savignon, S.J. Communicative Competence / The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. – John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, NJ, USA. – 2017. – Pp. 1–7. DOI:10.1002/9781118784235.eelt0047
  11. Stathopoulou M. Cross-language mediation in foreign language teaching and testing // Cross-Language Mediation in Foreign Language Teaching and Testing. – Channel View Publications. – 2015. – Pp. 1–306. DOI: 10.1007/s13398-014-0173-7.2
  12. Steen-Utheim, A., Wittek, A.L. Dialogic feedback and potentialities for student learning // Learning, Culture and Social Interaction. – 2017. No. – Pp. 18–30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2017.06.002
  13. Vorwerg C. Communicative Competence: Linguistic Aspects / International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. – – 2015. – Pp. 294–301. DOI: 10.1016/B978-0-08-097086-8.53042-6
  14. Wahyudi R. Intercultural Competence: Multi-dynamic, Intersubjective, Critical and Interdisciplinary Approaches / Intercultural Competence in Education. – London, Palgrave Macmillan. – – Pp. 144–166. DOI: 10.1057/978-1-137-58733-6
  15. Yunlong H. Constructing Intercultural Communicative Competence Framework for English Learners. Background and development of intercultural communicative competence // Cross-Cultural Communication. – – No. 10(101). – Pp. 97–101. DOI: 10.3968/j.ccc.1923670020141001.3970