ISSN 2409-7616

Шимановская К. А.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ

Кристина Александровна Шимановская — специалист по учебно-методической работе, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), SPIN-код: 6940-5026, e-mail: k1592@mail.ru

Аннотация. На сегодняшний день остро стоит вопрос оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Дети, столкнувшись с «взрослыми» проблемами, часто не находят поддержки в своих собственных семьях. Такие проблемы как алкоголизм и  безработица родителей, бедность, трудности взаимоотношений, потеря близких людей, жестокое обращение, социальное неблагополучие родителей могут быть  причинами трудной жизненной ситуации ребёнка. Если своевременно не оказать помощь ребёнку, раны от психологических и физических травм могут привести к тяжелым последствиям. В целях оказания помощи  детям из малообеспеченных семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в стране функционируют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, деятельность которых направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих неблагополучию  малообеспеченной семьи, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Деятельность данных учреждений направлена оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; восстановление социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников; содействие возвращению несовершеннолетних в  малообеспеченной  семьи, восстановление семейных и социальных связей ребенка.

Ключевые слова: семья, дети, социальная адаптация, малообеспеченность, социальная работа.

 

Литература:

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат малообеспеченной малообеспеченной семьи в системе социального обслуживания. М.: Госуд. НИИ  малообеспеченной  малообеспеченной семьи и воспитания, 2000. — С. 22-34.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология малообеспеченной  семьи. М.: Изд-во МГУ. 2006. — 122 с.
  3. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие / под ред. Е.А. Сигиды. — М.: ИНФРА-М. — 124 с.
  4. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всеросс. научно-практич. конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. – М.: Перспектива, 2017. — С. 68-75.
  5. Береза Н.А. К вопросу о стимулировании адаптации первокурсников в процессе профессионального воспитания в колледже // Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы: матер. III Межвузовской научно-практич. конф. / под ред. Н.И. Никитиной. – М. РГСУ, 2016. — С. 45-48.
  6. Береза Н.А. Стимулирование адаптации первокурсников в процессе профессионального воспитания в колледже // Социальная педагогика и перспективы ее развития: матер. XIX Международных социально-педагогических чтений, посвященных 25-летию Российского государственного социального университета [Электронный ресурс]. 2016. — С. 48-52.
  7. Буянов М.И. Ребенок из малообеспеченной семьи: Записки детского психиатра. — М., 1999. — 98 с.
  8. Быков А.К. Социально-педагогическая деятельность в социозащитных организациях: особенности и тенденции развития // Профессиональное образование. Столица. 2014. — №6. — С. 22-24.
  9. Егорычев А.М., Сизикова В.В., Мардахаев Л.В., Ростовская Т.К., Шимановская Я.В., др. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ. — 2017. – 232 с.
  10. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Социальная педагогика в решении важных социальных задач современного российского общества // ЦИТИСЭ. 2017. № 3 (12).
  11. Кричевская Р.Л. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. 124 с.
  12. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. — Саратов, 2001. — 75 с.
  13. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. — 88 с.
  14. Лопатина Я.В. Семейно-брачные ориентации современной молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. — № 7 (83). — С. 184-187.
  15. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. № 1 (1). — С. 16.
  16. Мардахаев Л.В. социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14).
  17. Мардахаев Л.В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс // ЦИТИСЭ. 2017. № 4 (13).
  18. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Социальное здоровье как фактор успеваемости учащихся старших классов // Вестник Академии права и управления. 2016. — № 4 (45). — С. 135-140.
  19. Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования. — М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Институт социологии РАН. 2009. — 122 с.
  20. Синельников А. Неполная семья. Демографический понятийный словарь / под ред. Л.Л. Рыбаковского. — М.: 2003. — 165 с.
  21. Степанова Т.И. Социальная работа с семьей. — М.: Велби, 2009. — 166 с.
  22. Шимановская Я.В. Методы и формы социальной помощи семье и детям // Человеческий капитал. 2011. — № 4 (28). — С. 100-103.