Электронный научный журнал

Мардахаев Л.В.

СО-БЫТИЙНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Лев Владимирович Мардахаев — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет (Москва, Россия); ORCID ID: 0000-0002-9654-9246; SPIN-код: 6449-0103; E-mail: mantissa-m@mail.ru

 Аннотация. В статье раскрывается существо со-бытийности и со-бытийности в воспитании. Выделяется и раскрывается сущность и содержание «со-бытийная педагогика» – искусства учета и реализации воспитательного потенциала со-бытийности воспитателем в процессе воспитания растущего человека, сдерживая, стимулируя, а также корректируя воспитательное влияние, придавая ему качественно новую (судьбоносную) направленность. Выделены и охарактеризованы формальность и неформальность, конструктивность и деструктивность со-бытийности в воспитании несовершеннолетнего. Раскрыта природа возникновения со-бытийности и перерастания ее из деструткивности в конструткивность и наоборот. Охарактеризовано искусство педагога (субъекта воспитания) в обеспечении направленного превращения деструктивной со-бытийности в конструктивную (формальную со-бытийность). Проиллюстрировано проявление такого искусства в педагогической деятельности А.С. Макаренко. Выделены и охарактеризованы: со-бытийные встречи воспитанника со значимым для него взрослым; со-бытийные встречи воспитанника со сверстниками, старшими, которые оказывают на него влияние; со-бытийная среда воспитания, как среда жизнедеятельности, обучения, отдыха воспитанников; со-бытийная детско-взрослая общность; со-бытийные встречи воспитанника с книгой, фильмом, герой которой оказывает существенное влияние на него; со-бытийность в направленном самопроявлении воспитанника или сдерживании им себя в каком-либо самопроявлении. Охарактеризована педагогическая литература, в том числе «Педагогических поэм» А.С. Макаренко – авторское восприятие жизнедеятельности и поступков, события жизни воспитанников – бывших беспризорников, уголовников, а также реакцию на них воспитателя и ее последствия; «Педагогических размышлений» Калабалиных – ориентированные на определенную аудиторию читателей, слушателей, зрителей, аналитическое изложение педагогических ситуаций, реакций на них воспитателя и оценка результативности; педагогических статей – результат научного осмысления педагогом, мыслителем реальной практики, опыта, а также специальных исследований. Отмечается важность формирования и развития искусства педагогической деятельности воспитателя, педагога, его умения чувствовать, понимать и влиять на возникающие со-бытийности в жизнедеятельности воспитанника.

Ключевые слова: воспитание, со-бытийность, со-бытийность в воспитании, ситуация, воспитательная ситуация.

 

Литература:

  1. Берегиня: матер. третьих Междун. соц.-педагогических калабалинских чтений, посв. Г.К. Калабалиной (Москва, 1 октября 2016 г.) / под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016.
  2. Воспитание есть искусство, дело живое и творческое: матер. вторых Междун. соц.-педагогических калабалинских чтений, посв. А.С. Калабалину (Москва, 2 октября 2014 г.) / под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Изд-во РГСУ, 2014.
  3. Еремин, В. Воспитание в испытаниях / В. Еремин. – М.: Издат. «Манн, Иванов и Фербер», 2011.
  4. Еремин В. Отчаянная педагогика / В. Еремин. – М.: Гуман. издат. центр ВЛАДОС, 2008.
  5. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2017.
  6. Калабалин С.А. Педагогическое наследие и современность: первые калабалинские чтения / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Перспектива, 2013.
  7. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сб. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юстиция, 2017.
  8. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2018.
  9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. – М.: «Педагогика», 1983-1986.
  10. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 2(11). – С. 14.
  11. Мардахаев Л.В. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 67-71.
  12. Мардахаев Л.В. Стимулирование социализации несовершеннолетних в условиях образовательной организации // Профилактика зависимостей. – 2015. – № 4 (4). – С. 52 – 60.
  13. Мардахаев Л.В. Синергетический анализ устойчивого развития воспитательной системы А.С. Макаренко // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 10. – С. 53-59.
  14. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Мудрость великих педагогов. – М.: Абрис, 2018.
  15. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия [Электронный ресурс] / сост. и науч. ред. Л.В. Мардахаев. В 2-х ч. – М.: Изд-во РГСУ, 2013.
  16. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности: науч.-метод. серия «Новые ценности образования» / В.И. Слободчиков; под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. – 2010. – Вып. 1 (43). С. 6-14.
  17. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан. – М.: Педагогика, 1989.
  18. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980.