ISSN 2409-7616

Егорычев А.М,, Ракишева Г.М., Кретинин А.С.

ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Александр Михайлович Егорычев — доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет (Россия, Москва), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7497-4508; SPIN-код: 2557-4037; E-mail: chelovekcap@mail.ru

Гульмира Мадиевна Ракишева — докторант философии (PhD), 6D012300 – Социальная педагогика и самопознание, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан, Астана); E-mail: gulmira_rakisheva@mail.ru

Александр Сергеевич Кретинин — председатель правления, генеральный директор «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы», (Россия, Москва), SPIN-код: 8090-6270; e-mail: cit-sr@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты научного исследования, посвященного выявлению возможностей системы образования в формировании человека новой формации, которому предстоит жить и трудиться в открытом обществе; подвергаются тщательному анализу базовые понятия исследования «траскультура», «транскультурная компетентность», «транскультурная компетентность будущего педагога», даются авторские определения их сущности и содержанию. По мнению авторов, современная система образования в организации своей деятельности, должна делать опору на подготовку педагогов с высоким уровнем сформированности транскультурной компетентности. Целевая перспектива для транскультурно компетентного педагога, выражается не в создании единой культуры у своих воспитанников, а в формировании творческой и конструктивной платформы для поиска общих коллективных форм жизни, общения и взаимодействия в национальном обществе и мировом образовательном пространстве. Для построения активного социокультурного общения и взаимодействия, обеспечивающего реальный продуктивный диалог с представителями других культур (этносов, народов, наций), существует реальная необходимость современному педагогу быть профессионально готовым к этому, то есть, обладать транскультурной компетентностью. Авторы убеждены в том, что именно система образования имеет все возможности для организации эффективного процесса по формированию и развитию мировоззрения обучаемых (воспитанников), обладающих активной жизненной позицией, обладающих высоким уровнем культуры межнационального общения и взаимодействия, готовых жить и трудиться в многонациональном сообществе и при этом, сохранять свою национальную и гражданскую самоидентификацию.

Ключевые слова: образовательное пространство, национальная культура, современный педагог, траскультура, транскультурная компетентность, транскультурная компетентность будущего педагога

 

Литература:

  1. Адольф В. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя. – М.: Наука, 1998. – 344 с.
  2. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: изб. тр. – Изд. 3-е, стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 352 с.
  3. Гершунский Б. Философия образования для ХХI века. – М.: Наука,1997. – 365 с.
  4. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 108 с.
  5. Дьюи Дж. Школа и общество // https://www.gumer. info /bibliotek_ Buks/ Pedagog/galag/28.php. 02.02.2018.
  6. Зимняя И.А. Компетентность человека — новое качество результата образования // Проблемы качества образования. – М., 2003. – С. 15-23.
  7. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. – М.: Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС), 2008. – 154 с.
  8. Егорычев А.М., Ракишева Г.М. Транскультурность как личностно-профессиональное качество современного педагога // ЦИТИСЭ, 2016. — №5(9).
  9. Егорычев А.М. Национальная традиция жизни и социальное образование в России // Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2016. — № 10. – С. 20-28.
  10. Егорычев А.М. Гуманитарная составляющая в процессе формирования профессиональной культуры педагога-бакалавра // Ученые записки РГСУ. 2016. Т. 15. — № 3(136). – С. 112-119.
  11. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация начала XXI века: философские и социокультурные основы построения стратегии социального развития // Учёные записки РГСУ, №1(128), 2015. — С. 78-89.
  12. Иванкина Л.И. Философские аспекты становления транскультурной идентичности в российском полиэтнокультурном образовательном пространстве. // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: матер. VI Международного молодежного научно-культурного форума (21–23 марта 2016 г.) / Под ред. Л.В. Ахметовой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. – 372 с.
  13. Козберг Г. Формирование профессиональной компетентности учителя в педагогической деятельности. – Воронеж: Знание, 2000. – 242 с.
  14. Кузьмина Н. Профессионализм личности преподавателя. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
  15. Кунанбаева С.С. Компетентностное моделирование профессионального иноязычного образования: монография. – Алматы, 2014. – 208 с.
  16. Лукьянова М. Психолого-педагогическая компетентность учителя. – М.: Педагогика, 2001. – 178 с.
  17. Мардахаев Л.В. Формирование этнокультурной личности будущего педагога в языковой образовательной среде вуза (Development of ethnocultural personality of future teacher in linguistic educational environment of high school) / А.М. Егорычев, Е.Ю., Варламова, Е.А. Костина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 4. – С. 204–216.18.
  18. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011. — № 11 (77). — С. 208-222.19.
  19. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. — 2015. № 1(1). — С. 16.20.
  20. Маркова А. Психология профессионализма. – М.: Издательство Проспект, 1996. – 308 с.21.
  21. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.22.
  22. Савостьянов А. Основы профессионально-личностного роста. – М.: Наука, 2007. – 144 с.23.
  23. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Н. Волковского, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. — М., 1958. – 430 с.24.
  24. Mardakhaev LV. Organizer of Youth Activity and Deontological Foundations of Organizer’s Professional Work / А.М. Egorychev, А.G. Akhtyan, Е.Yu. Varlamova, А.V. Ivoeva // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8, Issue 9, September 2018. – Pp. 313–323.25.
  25. Egorychev A.M. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference / A.M. Mityaeva, S.N. Fomina, E.A. Khovanskaya. CILDIAH, 2017. — С. 187-193.26.
  26. Egorychev A.M. Interethnic communication and interaction of students in their professional training / A.M. Mityaeva, E.N. Puzankova, S.N. Fomina, V.N. Pravdyuk // Social Sciences. — 2016. — № 11. – С. 856-861.27.
  27. Egorychev A. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analisis of its development // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016, Albena, Bulgaria / Mardakhaev L., Volenko O., Fedoseeva I., Kostina E. — Sofia, 2016. — P. 1219-1226. 28.
  28. Rakisheva G.M., Stukalenko N.M., Murzina S.A., Kramarenko B.V., Ermekova Zh.K. Implementation of Competence Approach in the Professional Education of Prospective Teachers in the Higher Education Conditions // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6(S3). – P. 175-181.29.
  29. http://uchitel76.ru/mysli-k-d-ushinskogo-o-vospitanii/ (дата обращения: 28.18.2018).