ISSN 2409-7616

Иванов А.В,

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Александр Владимирович Иванов — профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 2422-2873; e-mail: aivanov7@rambler.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются теоретические основы особенностей духовно-нравственного развития подростков, особенности содержания и организации процесса духовно-нравственного воспитания. Обобщаются причины, вызывающие различные отклонения в развитии ребенка. По мнению автора, отсутствие соответствующих условий, создаваемых социокультурной средой, самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям в его нравственной сфере, появлению девиантного поведения. Главная функция нравственного воспитания, по мнению автора, — состоит в том, чтобы сформировать у подростков нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Духовно-нравственное развитие подростков, в силу своеобразия возраста, осуществляется в процессе активного взаимодействия и общения, осмысления нравственных и духовных знаний, освоения качеств, что и составляет содержательную основу духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовность, нравственность, нравственный поступок, нравственная привычка, самооценка, духовно-нравственное воспитание, самовоспитание, духовно-нравственное просвещение, девиантность.

 

 

Литература:

  1. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. -2017. — С. 68-75.
  2. Береза Н.А., Шутова О.А. Менеджмент организации досуга в профилактике девиантного поведения подростков // Социальный педагог-исследователь:сб. научных работ аспирантов и магистрантов: под ред. Л.В. Мардахаева. – М., 2017. — С. 12-15.
  3. Береза Н.А. Взаимодействие школы надомного обучения с социальными партнерами по развитию коммуникативной культуры подростков // Проблемы социального обновления России в исследованиях молодых ученых: матер. выступлений. – М. — 2009. — С. 32-42.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии» – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
  6. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — №9. — С. 10-19.
  7. Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников. 2005. — №. — 10. — С.2-6.
  8. Воловикова М.И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. – 2009. — № 4.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  10. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Опыт и традиции советского образования: необходимость использования в современной системе образования // ЦИТИСЭ. – 2017. — № 2(11).
  11. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. — 2016. — № 1 (5). — С. 38-45.
  12. Иванов А.В. Метапедагогика как научная область исследования духовно-ценностного воспитания: монография. — М: АПКиППРО, 2012. – 190 с.
  13. Иванов А.В. Когнитивистская ориентация в исследовании проблемы воспитания в детском коллективе // ЦИТИСЭ. – 2017. — № 2(11).
  14. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. — 2015. № 1. — С. 16.
  15. Мардахаев Л.В. Социализирующая ситуация развития личности как явление и процесс: социально-педагогический анализ // ЦИТИСЭ. — 2017. -№ 2 (11). — С. 14.
  16. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Серия: Высшее профессиональное образование, 7-е изд. – М., 2009.
  17. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Социальное самочувствие современной российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. — — № 1(14).
  18. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1974. – Т. 2. – С. 304-326.
  19. Федосеева И.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2012. — № 6. — С. 155-159.
  20. http://studopedia.ru/10_192685_teoriya-moralnogo-razvitiya-l-kolberga