Электронный научный журнал

Ткаченко А.В,

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Алла Викторовна Ткаченко — старший преподаватель кафедры иностранных языков, Российская таможенная академия (Россия, Москва), E-mail: alla3003@mail.ru, SPIN-код: 5917-4500, AuthorID: 896720

Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы формирования культуры межнационального общения у специалистов таможенной службы России в условиях вуза. Автор стоит на позиции, которая имеет следующее выражение: настоящая проблема носит комплексный характер, объединяющая многие аспекты (политические, финансовые, экономические, правовые, педагогические, психологические, социокультурные). Решение данной проблемы, требует их обязательного учета в профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела в условиях вузовского обучения. Эффективное решение обозначенной проблемы предполагает постоянный анализ и учет социально-политической ситуации в мировом сообществе, тех тенденций, которые определяют его развитие. В сложившихся условиях международного сотрудничества России и государств мирового сообщества, происходит процесс углубления таможенной интеграции, что актуализирует потребность в определении механизмов, направленных на формирование сильной внешней политики России, которая может регулироваться не только экономическими средствами и методами, но и методами социокультурного формата. Сущность методов социокультурного формата в деятельности таможенной службы РФ, заключается в воздействии на экономические интересы субъекта (партнера по взаимодействию) внешнеэкономической деятельности с помощью человеческого фактора, позволяющего оптимизировать и активизировать процессы деятельности института таможенного дела. «Человеческий фактор» является системным образованием, включающим психофизиологические, социально-психологические и социально-педагогические качества и свойства, присущие специалисту таможенной службы, которые проявляются при выполнении им своей профессиональной деятельности – во взаимодействии (общении) с представителями другого государства и другой культуры. Взаимодействие специалистов таможенной службы России и субъектов внешнеэкономической деятельности (представители других государств и культур) происходит в социальной среде таможенной службы России, которая должна иметь высокий уровень культуры межнационального общения. The interaction of customs specialists of Russia and subjects of foreign economic activity (representatives of other states and cultures) takes place in the social environment of the customs service of Russia, which should have a high level of culture of interethnic communication.

Ключевые слова: таможенная служба, специалисты таможенного дела, национальная культура, внешнеэкономическая деятельность, культура межнационального общения.

 

Литература:

  1. Быков А.К. Пофессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования» // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11).
  2. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3 (3). — С. 15.
  3. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2009. — № 4. — С. 78-89.
  4. Егорычев А.М., Буксикова О.Б. Россия перед вызовами XXI века: контекст роста значимости образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. — № 11 (74). — С. 13-17.
  5. Егорычев A.M. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. — № 1. — С. 37-42.
  6. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация: поиск социокультурных оснований в построении национальной системы образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. — № 4. — С. 29-36.
  7. Иванов А.В. Концептуальные основы воспитания человека по развитию его сознания // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11).
  8. Макаренко А.С. Цель воспитания: пед. соч. в 8-ми т. Т. 4 / А.С. Макаренко. – М., 1983. – С. 47-48.
  9. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. 2011. — № 11 (77). — С. 208-222.
  10. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 8. — С. 52-59.
  11. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ. 2018. — № 1(14).
  12. Мардахаев Л.В. Профессионально-ориентированная социализация обучающихся и необходимость ее стимулирования // ЦИТИСЭ. 2017. — № 3(12).
  13. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11).
  14. О концепции развития таможенных органов Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 14.12. 2005 № 2225-р.
  15. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
  16. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособ. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 280 с.
  17. Приказ Минобрнауки РФ от 15.08.2015 № 850 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 38.05.02 Таможенное дело (квалификация (степень) «специалист»).
  18. Ткаченко А.В. Русская культура: традиционные смыслы и ценности, лежащие в основе развития современной России / Егорычев А.М. // ЦИТИСЭ. 2017. — № 4(13).
  19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т 1. / Константин Дмитриевич Ушинский. – М., 1953.
  20. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и общероссийского самосознания студентов в процессе изучения курса «История отечественной литературы» в вузе // ЦИТИСЭ. 2017. — № 3(12).
  21. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. – М., 1997. – 176 с.
  22. Tkachenko A. Culture of interethnic communication // CITISE. 2017. — № 1(10).
  23. Mardakhaev L.,Varlamova E. Foreign-language communicative competence of teacher as basis of educational activity in polycultural environment // CITISE. 2017. — № 1(10).
  24. Egorychev A., Kretinin A. Social education and socialization in russian environment: historical social and philosophical aspects // CITISE. 2017. — № 1(10).
  25. Egorychev А.М., Akhtian A.G., Seitbattalova A.S., Chelysheva Yu.V., Levina I.D. Information support of the professional training of educational psychologists: implementation and development prospects. — Man in India. 2017. Т. 97. — №16. — С. 199-212.