Электронный научный журнал

Соломатин Е.В.

НЕОБХОДИМОСТЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВВУЗОВ МВД РОССИИ

Евгений Вячеславович Соломатин — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Новосибирское высшее военное командное училище МО РФ,  (Россия, Новосибирск), SPIN-код: 8404-1623, AuthorID: 849593, E-mail: lopoukha@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается проблема, касающаяся необходимости морально-психологической подготовки начинающих преподавателей военных вузов МВД России. На результатах анализа существующих представлений о процессе совершенствования морально-психологической подготовки начинающих преподавателей вузов, автор считает, что в современной науке уже сложились определенные подходы к пониманию и исследованию процесса профессиональной подготовки преподавателей высшей школы. Совершенствование и становление начинающего преподавателя военного вуза, является многоэтапным процессом постепенного наращивания его личностного, творческого и профессионального потенциала от отдельных элементов до системы, с учетом всего предшествующего жизненного опыта. Личность педагога складывается на базе тех установок, психических функций и свойств, качеств и образований, которые сложились у человека в предшествующий период жизни. Современные требования к морально-психологической подготовке начинающих преподавателей военных вузов формируются на основе: морально-правовых положений военной присяги; воинских уставов; наставлений, приказов и распоряжений начальников и руководителей подразделений вуза, а также учитывают: гуманистические социокультурные тенденции и процессы мировой и российской действительности; современные научно-методические, морально-этические и психолого-педагогические нормы и положения гражданской и военной профессиональной высшей школы. Результаты исследования показали, что ведущая роль принадлежит системной и целенаправленной психолого-педагогической подготовке начинающих преподавателей в первые периоды их профессиональной деятельности. Практика показывает, что наиболее динамично это происходит у начинающих преподавателей: со сложившейся мотивационной сферой на педагогическую деятельность, стремлением принять статус российского офицера-преподавателя; имеющих соответствие требованиям профессиональной деятельности  педагога военного вуза (профессионально-квалификационным): интегральная характеристика индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных качеств; получивших соответствующую подготовку (переподготовку) во время учебы в системе дополнительной послевузовского образования. Эффективность и действительность разработанной педагогической модели и технологии ее реализации по совершенствованию морально-психологической подготовки начинающих преподавателей военных вузов обеспечивается лишь при создании необходимых социально-педагогических условий, включающих социально-нравственные характеристики образовательной среды вуза, социальные мотивации педагогов, методики и средства процесса подготовки, стимулирующие механизмы, которые, в своей органической совокупности, создают мощный социально-педагогический потенциал, позволяющий вывести систему образования военного вуза на более качественный уровень.

Ключевые слова: морально-психологическая подготовка, российский офицер, внутренние войска МВД, психолого-педагогическая подготовка, профессиональное образование, технология.

 

Литература:

  1. Акиндинов В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военноучебных заведений МО РФ: дис…д-ра пед.наук. – М.: ВУ,
  2. Андреев Ю.В. Формирование творческого стиля деятельности командира-воспитателя в условиях реформирования Вооруженных Сил: (Педагогическое исследование на материалах Войск ПВО): дис…канд. пед. наук. – Харьков, 1994. – 226 с.
  3. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. – М. : ГА ВС, 1992. – 261 с.
  4. Арзамаскин Ю.Н. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ. Часть 1. Концептуально-методологические основы / Ю.Н. Арзамаскин, Л.А. Бублик, А.Г. Караяни, А.В. Черкасов. – М.: ВУ, 1997. – 227 с.
  5. Барабанщиков А.В. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. – М.: ВПА, 1985. – 159 с.
  6. Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. – М.: ГА ВС. – 1992. – 188 с.
  7. Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателя высшей военной школы: теория и практика. – М.: ВУ, 2000. – С. 48.
  8. Военная дидактика: учебник / под ред. Н.Д. Никандрова, В.Г. Михайловского. – М.: Воениздат, 2006. – 806 с.
  9. Военная доктрина: указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 // Рос. газ. – 2010. – 10 февраля. – С. 2.
  10. Военная педагогика: учебное пособие / Под ред. А.А. Башлакова. – М.: Изд. Дом «Красная звезда», 2008. – 504 с.
  11. Военно-социологические исследования. – М.: 2009. — № 2 (24). — С. 23–27.
  12. Волгин С.И. Гражданское воспитание курсантов на основе военных традиции: автореф. дис…канд. пед. наук. – Кострома, 2007. – 24 с.
  13. Гаврищук В.В. Реформирование военного образования РФ: нормативно-правовые аспекты // Право и образование. – М.: СГУ, 2010. – № 3. – С. 4–9.
  14. Евстропов Е.С. Моделирование системы патриотического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений: дис…канд. пед. наук / Кузб. гос. пед. акад. – Новокузнецк, 2005. – 220 с.
  15. Зверяев А.П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военно-технических дисциплин  высших учебных заведений министерства обороны РФ: дис…канд. пед. наук. – М., 2004.
  16. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров: монография / под ред. И.К. Шалаева. – Новосибирск, 2001. – 243 с.
  17. Наумов С.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: учеб. пособие для вузов / С.Ю. Наумов, Н.Я. Чернышкин. – Саратов: ПАГС, 2010.– 248 с.
  18. Сморгова Е.И. Гражданская позиция личности как социальный феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 1. – С. 128–131.
  19. Юров Д.И. Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи / Д.И. Юров, И.А. Юров. – Сочи. 2010. –122 с.