ISSN 2409-7616

Литвак Р.А.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Римма Алексеевна Литвак — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств (Россия, Челябинск); SPIN-код: 4770-0634, E-mail: info@chgaki.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся социокультурного развития личности подрастающего поколения в условиях современного общества. Признается роль социальной педагогики в решении многих вопросов развития, воспитания и социализации личности. Процесс социокультурного развития личности, рассматривается с позиции индивидуального освоения культуры, включая её социальные потребности и ориентацию на социально-культурные ценности, присвоение опыта социально-культурных отношений, существующих в окружающем мире. Поэтому социализацию личности, считает автор, можно рассматривать как результат её социокультурного развития, как приобщение личности к нормам, смыслам и ценностям культуры общества. В виду того, что личность развивается в социальной среде, что обусловлено и внутренним потенциалом, реализуемого в процессе деятельности, следовательно, развитие личности обусловлено системой социокультурных ценностей той среды, где личность взаимодействует, выстраивает и входит в общественные отношения. Таким образом, можно считать, что социокультурный аспект культурологического подхода выступает как руководящее положение, нацеленное на социокультурное развитие личности подрастающего поколения.

Ключевые слова: социокультурная среда, личность, ценности общества, социальная педагогика, социальный педагог.

 

Литература:

  1. Гревцева Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2011. – 345 с.
  2. Димухаметов Р.С. Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов: монография / Р.С. Димухаметов, Н.А. Соколова, М.В. Слесарь, В.Ф. Жеребкина и др. – Челябинск-Костанай, 2016. – 306 с.
  3. Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: монография. – Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 365 с.
  4. Егорычев А.М. Социальная педагогика в системе современного образования: связь времен // Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: сб. матер. XX Международных социально-педагогических чтений / под ред. Л.В. Мардахаева. 2017.
  5. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. 2016. — № 1(5). — С. 38-45.
  6. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. — № 3(3). — С. 15.
  7. Иванов А.В. Образовательная модель «Центра креативного инсайта» как реализация идей педагогики сознания // ЦИТИСЭ. 2017. — № 4(13).
  8. Иванов А.В. Концептуальные основы воспитания человека по развитию его сознания // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2(11).
  9. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: НО, 2000.
  10. Коган М.С. Философская теория ценностей. – СПб.: Петрополис, 1997.
  11. Конецкая В.П. Социальная коммуникация. – М.: МУБУ, 1997. – 304 с.
  12. Литвак Р.А., Дуранов М.Е. Социокультурное образование и развитие личности: теория и практика: монография. – М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2009. – 242 с.
  13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика и развитие ее понятийного аппарата // Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: сб. матер. XX-х международных социально-педагогических чтений / под ред.: Л.В. Мардахаева. — М.: 2017. – С. 9-24.
  14. Мардахаев Л.В. Педагогика среды: учеб. пособ. – Новосибирск, 2009.
  15. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  16. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. -№ 1(1). — С. 16.
  17. Рудницкая А.П., Квартников П.В. Роль гражданской активности в становлении ценностных ориентиров современной молодёжи // ЦИТИСЭ. 2018. — № 1(14).