ISSN 2409-7616

Калимжанова Р.Л.

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕНЫ СОЦИУМА: ИХ СИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ

Роза Лаиковна Калимжанова — докторант философии (PhD), 6D012300 – Социальная педагогика и самопознание, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан, Астана); E-mail: roza.kalimganova@mail.ru

Аннотация.  Рассматриваются вопросы, связанные с феноменами «культура» и «образование», их роль в развитии человека, его становлении. Дается анализ развития речи и речевой культуры в Древнем мире (от II тысячелетия до н.э.  до первых веков христианства): Древний Восток, Двуречье, Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Древняя Греция и  Римская империя, которые, по мнению автора, дали человечеству бесценный опыт и повлияли на дальнейшее развитие  феноменов «культуры» и «образования» в более поздние времена. В своем исследовании автор стоит на позиции, которая выражается в следующем тезисе: образование и культура  выступают ведущими факторами общественного прогресса и развития человеческой цивилизации. Это позволяет утверждать, что культура и образование как феномены социума, развиваясь органично и в единстве, трансформируются в различные виды культур личности: речевую, информационную, педагогическую, эстетическую, исследовательскую, коммуникативную, др.). Именно в определенном уровне и типе речевой культуры отражается единство образования и культуры. В своем исследовании автор приходит к выводу о том, что речевая культура  — это показатель целостного развития личности, её доминанта. Владение речевой культурой (как доминантой структурного компонента целостного развития личности), является показателем эффективной деятельности человека.  Как вывод: проблема соотношения, синхронного развития и органического единства феноменов «культуры» и «образования», способов их связи и трансформации в различные виды культуры, создания культурно-образовательного пространства в обществе, способствует формированию личности высокообразованного и культурного человека и сегодня  является стратегически значимой задачей любого государства.

Ключевые слова: культура, социум, речевая культура, образование, информация, синхронное развитие, культурологическая парадигма.

 

Литература:

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М.: «ФОРУМ»-«ИНФРА-М», 1998. – 356 с.
  2. Егорычев А.М. Человек в ноосферном измерении // Человек и общество: ноосферное развитие: монография / О.С. Анисимов, Г.В. Атаманчук, В.К. Батурин, А.М. Егорычев, др. – М.; Белгород: Белгор. Обл. типогр., 2011. – 267-291 с.
  3. Егорычев А.М., Е.А. Костина. Национальная культура и социальное образование: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 102 с.
  4. Егорычев А.М. Интеграция этнокультурологических традиций России и Востока в системе профессиональной подготовки учителя: проблемы и перспективы: монография. — Новосибирск, НГПУ, 2004. – 262 с.
  5. Егорычев А.М. Социокультурные аспекты в системе отечественного образования (социально-философские размышления) // Учёные записки, 2014. — № 4, т. 1. — С. 6-11.
  6. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1996. — 414 с.
  7. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза. – Дисс … на соиск. уч. ст. к.п.н. – Воронеж, 2008. – 192 с.
  8. Леонтьева О.В. Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. — № 45. — С. 51-54
  9. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. — Л., 1989. — 605 с.
  10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Егорычев. — М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  11. Мардахаев Л.В. Педагог, его место и роль в образовательной организации // Профилактика зависимостей: учеб.-метод. электр. журнал. – 2015. — № 3. – С. 187-195.
  12. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка, растущего человека, в жизненной ситуации // ЦИТИСЭ. 2015. -№ 1(1). — С. 16.
  13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебно-методические материалы. – М., 2003.
  14. Профессиональная культура социального педагога // Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. – М., 2002. – С. 234-236.
  15. Программная статья Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», г. Астана, 12 апреля 2017 год.
  16. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. Пособие / Ю.В. Рождественский; под ред. В.И. Аннушкина. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 512 с.
  17. «Риторика» Аристотеля / Пер. с греч. И. Платоновой. – С.-Петирбургъ. Типография. В.С. Балашова. – 1894 . – 204 с.
  18. Сократъ, как педагогъ / Очеркъ по истории педагогики / А.В. Ждановъ. – Хараковъ: Типография А.И. Степанова, 1892. – 42 с.
  19. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях, для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
  20. Теория и история культуры. Конспект лекций. – Красноярск: «Сибирский федеральный университет» – 117 с.
  21. Шмакова Л.Е. Формирование информационно-технологической культуры деятельности студентов вуза: дис. … канд. пед. наук: Кемерово, 2007. — 249 с.
  22. Mityaeva A.M., Fomina S.N., Egorychev A.M., Khovanskaya E.A. Integration as Condition of Sustainable Development of Society and Education // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference. — CILDIAH, 2017. — С. 187-193.
  23. Seitbattalova A.S. Information Support of the Professional Training of Educational Psychologists: Implementation and Development Prospects / Egorychev А., G. Akhtian, , Y.V. Chelysheva, I.D. Levina. — Man In India, 2017, №97 (16). – S. 199-212.
  24. Mityaeva A.M. Interethnic communication and interaction of students in their professional training / Puzankova E.N., Egorychev A.M. Fomina S.N., Pravdyuk V.N. — Social Sciences. — 2016. — № 11. – С. 856-861.