Орлова В.В.
ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Вера Вениаминовна Орлова — доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Российская Федерация, Томск), SPIN-код: 6305-8140; E-mail: orlova_vv@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема вовлеченности учащихся в процесс управления учреждением дополнительного образования (далее УДО). Автор стоит на позиции необходимости повысить эффективность способов взаимодействия между учащимися и управленческим звеном, использования потенциала учреждения дополнительного образования как полигон для совершенствования навыков взрослого поведения. Цель статьи – обоснование педагогических условий учреждений дополнительного образования направленных на вовлечение учащихся в управленческую деятельность. Методологическую основу составили положения теории управления образовательными системами, парадигма гуманистической педагогики, опирающуюся на сочетание свободного развития ребенка с педагогическим управлением и организации «солидарной» микросреды, а также теоретические разработки по вопросам управления образовательных организаций. В работе использованы такие методы исследования, как анализ документов, вторичный анализ данных, экспертное интервью руководителей учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, управленческая деятельность, молодежь, самоуправление.
Литература:
- Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня // «Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. — Вып. 4.
- Вихорева О.А. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография. — Челябинск, 2010.
- Гущина С.В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Челябинск, 2000.
- Давыдов В.В., Громыко Ю.В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». — М., 1997.
- Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография / Асафова Т.Ф., Березина В.А, Бойко Е.Л. и др.; под ред. А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. — Ярославль, 2009.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М., 1986.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
- Асмолов А.Г. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников, 2005.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.
- Официальный портал муниципального образования ‘Город Томск’ [Электронный ресурс]. – http://www.admin.tomsk.ru/ (дата обращения: 25.11.2017)
- Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.»
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (2012 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Управление качеством образования: методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009).
- Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.