Электронный научный журнал

Попова И.В., Дудина И.М.

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ КРЕДИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Ирина Викторовна Попова — доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, (Россия, Ярославль), РИНЦ SPIN-код 5265-3680, e-mail: pivik@list.ru

Ирада Мехтиевна Дудина — ассистент кафедры социальной политики Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, (Россия, Ярославль), РИНЦ SPIN-код 2134-4020, e-mail: ax81081@rambler.ru

Аннотация. В статье выделяются характерные ценности современной российской молодежи, и изучается их влияние на кредитное поведение. Анализируются данные эмпирического исследования, направленного на определение преобладающих индивидуальных ценностей жителей города Ярославля в возрасте от 18 до 30 лет, как с кредитным опытом, так и с его отсутствием. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на принятие решения об обращении к кредитному поведению влияет совокупность экономических и социальных факторов. К социальным относится влияние индивидуальных ценностей, установки по отношению к кредитной практике; к экономическим — уровень материального положения. Результаты исследования могут лечь в основу более глубокого изучения социальных и экономических причин, влияющих на кредитное поведение, и выявления их взаимосвязей.

Ключевые слова: кредитное поведение, молодежь, индивидуальные ценности, кредитный опыт, уровень дохода, установки по отношению к кредитам.

Литература:

  1. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 805 с.
  2. Глухова Т.И. Потребление как фактор изменений в социальной жизни российского общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т.14. — №5. – С. 66-78.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.11: Культура и религия. — М., 2007. — 1104 с.
  4. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения. Социология ее предмет, метод, назначение: пер. с фр. — М., 1995. — С. 286-304.
  5. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. – 166 с.
  6. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / Мир России. 2005. — №2. – С. 3-40.
  7. Ильин В.И. Поведение потребителей. М. 2005. — 77 с.
  8. Ильиных С.А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т.14. №5. – С. 29-40
  9. Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т.14. — №5. – С. 55-65.
  10. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3-23
  11. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http:// www.follow.ru/ article/344/ (Дата обращения: 13.12.2017).
  12. Парсонс Т. Системы современных обществ. — М., 1997. – 270 с.
  13. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс. 2005. — №1. – С. 5-18.
  14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1992. — 544 с.
  15. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. — М.: Высшая школа экономики, 2013. – 239с.
  16. Тегин М. Смартфоны испортили кредитную историю молодежи. Доля должников студенческого возраста за год выросла на 50% / Газета «Известия» от 14 декабря 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://iz.ru/news/651465/ (Дата обращения:15.12.2017).
  17. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. — М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.