ISSN 2409-7616

Дейч Б.А.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ И ПРОБЛЕМ

Борис Аркадьевич Дейч — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Института культуры и молодежной политики Новосибирского Государственного педагогического университета  (Россия, Новосибирск), РИНЦ  SPIN–код: 2748 – 2521, E-mail: deich67@mail.ru

Аннотация В статье с позиций системного подхода представлены  процессы развития современной молодежной политики и воспитания молодежи, выделены  два этапа, для которых определены ключевые подходы и проблемы. Определяется, что в 90-е годы – начале 2000-х годов существовало противоречие между актуальностью воспитательной работы с молодежью, подтверждаемой трудами ученых и отсутствие этой деятельности в нормативных документах и практике работы с молодежью. Автор считает, что современным  ключевым проблемам воспитательной работы с молодежью являются диспропорция в сторону  реализации проектов, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием, непонимание специалистами по работе с молодежью содержания духовно-нравственного воспитания и отсутствие системного подхода в воспитании молодежи. Понимать процесс воспитания молодежи только как процесс передачи ей социального опыта старших поколений и определять результативность этого процесса по тому, насколько молодежь этот опыт приняла –  такой подход связан  с восприятием молодежи как объекта воспитательной деятельности. Между тем, современные тенденции теории воспитания  ориентированы на парадигму взаимодействия и использования таких принципов и методов организации воспитательной работы с молодежью, в которых молодежь выступала бы как субъект воспитания.

Ключевые слова:  молодежь, воспитание молодежи, государственная молодежная политика.

Литература:

  1. Дубицкий В.В. Философско-социологические основания теории воспитания. – М.: Изд-во филос. и психол. лит-ры, 2003. – 212 с.
  2. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с.
  3. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны: докл. на науч. – практ. конф. «молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен», Москва, Моск. гуманит. ун-т, 30 мая 2005 г. – М.: Изд-во МосГУ, 2005. – 26 с.
  4. Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Электронный ресурс]. – URL: //http:ilinskiy.ru/publicaishons/sod/konts-vosp/-5.php (Дата обращения 01.02.2018).
  5. Калинина З.А. Духовно-нравственные традиции и инновации в решении воспитательных задач Государственной молодежной политики//Реализация молодежной политики на муниципальном уровне: материалы Всероссийской научной-практической конференции. — Улан-Удэ, 2009. — С. 28-34.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] – URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (Дата обращения 02.02.2018).
  7. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: монография – Кострома: Ред.-изд. отд. КОИРО, 2009. – 424 с.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций — М.:Юрайт, 2001. – 627 с.
  9. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994. – 700 с.
  10. Основы государственной молодежной политики в Российской  Федерации на период до 2025 года. Утверждены решением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р [Электронный ресурс] — URL .http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/osnovy-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-rf-do-2025-goda.html (Дата обращения 30.01.2018)
  11. Ростовская Т.К. Повышение человеческого капитала российской молодежи стратегическая цель государственной молодежной политики. Фотинские чтения 2015. Сб. матер. второй ежегодной международной научно-практической конф. (23-25 марта 2015 г., Ижевск, весеннее собрание). 2015. — Ижевск: Изд-во «Проект». — 311 с. (С.133-139).
  12. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. – Новосибирск: Наука; Изд.-во НГТУ, 2007. – 380 с.
  13. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи//Социс. – 2007. – №4. – С. 27 — 45.
  14. Соловцева И.А. Содержательные характеристики духовного воспитания в православной и светской педагогике: методологические основания интеграции // Вестник ОГУ — №9. – 2006. – С. 33-39.
  15. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р [Электронный ресурс] – URL: http://vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php (Дата обращения 01.02.2016).
  16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996 – р. [Электронный ресурс] – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (Дата обращения 02.02.2018).
  17. Теоретические основы работы с молодежью: социологический и педагогический подходы: коллективная монография / Б.А. Дейч, Е.А. Белая, Н.В. Вохмина, В.С. Пель, М.В. Чельцов. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. – 228 с.
  18. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999. – 312 с.