Электронный научный журнал

Сарбалаев А.М.

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАННИКОВ — СИРОТ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Альберт Маратович Сарбалаев — директор автономной некоммерческой организации помощи детям-сиротам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации «Мы нужны друг другу», магистр факультета государственного  управления МГУ имени М.В. Ломоносова, (Москва, Россия), E-MAIL: sarbalaev92@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются основные аспекты социально-психологических и личностных проблем детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Автором выявлены основные факторы, способствующие социально-психологическим проблемам воспитанников-сирот интернатных учреждений, это, прежде всего девиантное поведение ребёнка-сироты следствие того, что ребёнок был лишён в первую очередь, семейного окружения, которое выразилось в форме ранней депривацией неформального общения с взрослыми – например, как «недостатком родительской ласки», элементарного родительского внимания, заботы, любви, а иной порой и в (адекватно соизмеримую меру) родительского наказания. Автор публикации иллюстрирует иерархическую структуру социальных проблем детей-сирот, находящихся на пограничном этапе между домом (биологической семьёй) и интернатным учреждением. Делаются общие выводы по данному исследованию. Законопроектом также предлагается внести изменения, позволяющие приобретать жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа у физических лиц, являющихся собственниками этих помещений, путём проведения запроса предложений. Это позволит оптимизировать сроки проведения конкурсных процедур и заключения государственного контракта и своевременно обеспечивать таких лиц жилыми помещениями.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; социально-психологические и личностные проблемы сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях; социализация и социальная адаптация в условиях интернатного учреждения; девиантное поведение подростка.

Литература:

  1. Конфенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. (Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССРот 13 июня 1990 года N 1559- Вступила в силу в СССР 15.09.1990 г.).
  2. Конституция РФ, 1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) ч. 3 ст. 40.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
  6. Федеральный закон от 21.12.1996 №159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  7. Федеральный закон от 24.04.2008 №48‑ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  8. Федеральный закон от 06.10.2003 №131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  9. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2004. – 736 с.
  10. Никитина Н.И., Глухова, М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Владос, 2005. – 245 с.
  11. Нестеров А.Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений: на примере Кемеровской области: диссертация… кандидата социологических наук: 22.00.04 / Нестеров Артем Юрьевич (Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. — Москва, 2013.- 209 с.
  12. Нестеров А.Ю., Герасимов А.Ю. Профессионализация подростков-сирот в учреждениях системы начального и среднего профессионального образования // Человеческий капитал. – 2011. — № 5 (29). – С. 195-198.
  13. Нестеров А.Ю., Емельянов Е.П. Адаптация детей-сирот муниципальных интернатных учреждений к современным социально-экономическим условиям // Человеческий капитал. – 2011. – № 8 (32). – С. 205-209.
  14. Нестеров А.Ю. Феномен социального сиротства в современном российском обществе // Человеческий капитал. – 2011. – № 8 (32). – С. 223–228.
  15. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007. — №1).
  16. РИА Новости. РГ. [электронный ресурс] / режим доступа: https://ria.ru/disabled_deti/20170207/1487363429.html / (дата обращения: 27.01.2018).
  17. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Защита детства в Российской Федерации // Справочник социального педагога-психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 193–197.
  18. Ростовская Т.К. Тарасова А.Е. Социально-правовые механизмы реализации и защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних правонарушителей: государственно-общественная система восстановительных технологий. Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 10. 2015 (декабрь). — С.202- 219.
  19. Холостова Е.И. Социальная политика. – М.: ИНФРА-М, 2001.– 204 с.