ISSN 2409-7616

Шимановская Я.В., Сарычев А.С.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРОРИЗМА

Янина Васильевна Шимановская — кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 6994-6579, e-mail: ya1873@yandex.ru

Александр Сергеевич Сарычев — доктор медицинских наук, профессор, профессор  кафедры гигиены и медицинской экологии Северный государственный медицинский университет, (Россия, Архангельск), SPIN-код: 5539-1073, k69069@yandex.ru

 Аннотация. Международная обстановка в современном мире характеризуется нестабильностью, шаткостью, высоким риском для сохранности жизней населения, которое может испытывать негативные последствия чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие разнообразных факторов. Террористический акт относится к явлениям социальных чрезвычайных ситуаций криминального характера и, в настоящее время, представляет одну из самых широкомасштабных проблем, которая встречается в 67% современных развитых и развивающихся стран. Многочисленные террористические акции заставляют глав стран со всего мира собираться вместе и разрабатывать наиболее эффективные стратегии противодействия терроризму в своих странах и международном сообществе. Основным подходом к организации социальной работы с населением, пострадавшим от террористических акций, является активное психологическое взаимодействие, направленное на купирование острых стрессовых переживаний, освобождение от посттравматического синдрома и на ознакомление жертв терактов со своими правами и свободами, льготами и финансовыми выплатами, основной целью которых является вторичная социализация и благоустройство пострадавших вследствие террористических акций.

Ключевые слова: терроризм, жертвы терроризма, социальная защита,  социальная работа.

Литература:

  1. Горбунов К.Г. Терроризм: социально-психологическое исследование. — Омск: ОГУ. 2010. — 384 с.
  2. Мусина-Мазнова Г.Х. Инновационные методы  практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Потапова, О.М. Коробковаи, др. — М.: Дашков и К. 2014. — 320 с.
  3. Кретов Б.И. Политология: учебное пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Высшая школа. 2007. – 446 с.
  4. Малых В.Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. — М. 2000. — 311 с.
  5. ЛипскийИ.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие / под ред. И.А. Липского. — М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012. — 384 с.
  6. Гуслякова Л.Г., Холостова Основы теории социальной работы. — М. 1997. — 348 с.
  7. Ахинов Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. — М.: НИЦ ИНФРА-М. 2014. — 272 с.
  8. Варданянц Г. Терроризм: диагностика и социальный контроль // Социологические исследования. 2005. — №6. — С. 12-15.
  9. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар социального работника. — М.: Просвещение, 2003. — 347 с.
  10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с.
  11. Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., Чермянин С.В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности людей в очагах стихийных бедствий и катастроф // Военно-медицинский журнал МО СССР. 1991. — №9. — С. 11-16.
  12. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – 2-е изд., стер. — М.: ПИ РАО. 2008. — 304 с.
  13. Калшед Д. Внутренний мир травмы / Пер. с англ. — М.: Академический проект. 2001. — 368 с.
  14. Вырубо Н.А. К вопросу о генезе и лечении невроза тревоги комбинированным гипно-аналитическим методом // Классика русского психоанализа и психотерапии. Т. 1. — М.: Изд-во СИП РИА, 2004. — С. 72-81.
  15. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В. Психологическая оценка переживания террористической угроз: руководство. – М.: Изд-во ИП РАН. 2010. — 85 с. URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=10800 (1.04.2016).
  16. Васильев В.Л. Психолого-педагогические проблемы предупреждения терроризма // Ананьевские чтения: матер. Международной конф. СПб ГУ. 2011. — С. 12-24.
  17. Евсеев В.О. Организация системы охраны труда в учреждениях социального обслуживания населения (в таблицах и схемах): учебное пособие / В.О. Евсеев, А.В. Прохоров. — М.: ИНФРА-М. 2013. — 146 с.
  18. Знаков В.В. Понимание и переживание москвичами террористической угрозы // Вопросы психологии. 2010. — № 4. — С. 64-74.
  19. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / под ред. Е.А. Сигиды. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 168 с.
  20. Козлов А. В. Синдром страха // Смена. 2011. — № 3. — С. 16-18.
  21. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. — М.: Академия. 2007. — 400 с.
  22. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. — Новосибирск, 1999. — 348 с.
  23. Сигида Е.А. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного  образования: монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова; под ред. Е.А. Сигиды. — М.: ФГОУВПО «РГУТиС». 2010. — 134 с.
  24. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. — Ростов на Дону: Феникс. 2005. — 315 с.
  25. Орлов В. Война против беззащитных // ОБЖ. 2004. — № 9. — С. 44-50.
  26. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. — М. 2014. — 478 с.