ISSN 2409-7616

Тучков С.М., Давыдова Ю.А., Кокоулина О.П.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Сергей Михайлович Тучков — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, (Россия, Москва), РИНЦ SPIN-код: 7335-2364, e-mail: tuchkov1975@gmail.com

Юлия Александровна Давыдова — кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, (Россия, Москва), РИНЦ SPIN-код: 2967-8794, e-mail: ylkadav@mail.ru

Ольга Павловна Кокоулина — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, (Россия, Москва), РИНЦ SPIN-код: 1925-9778,e-mail: kokoulinaop@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются профессиональные компетенции преподавателя вуза в условиях модернизационных процессов, происходящих в современной системе образования. Целью данного исследования является выявление наиболее значимых аспектов деятельности преподавателя. Авторы детально и последовательно рассматривают основные аспекты компетентностного подхода в образовании. В работе показаны различные точки зрения на составляющие профессиональной компетенции педагога. В основе исследования лежит анализ результатов социологического опроса, проведенного в 2017 году среди студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова. Проведенный мониторинг выявил, какие именно компетенции являются более предпочтительными и значимыми для студентов. Авторы приходят к выводу, что в современных условиях для студентов являются более востребованными профессиональные, а не личностные качества преподавателя, а профессиональный успех и востребованность преподавателя зависят в первую очередь, от его готовности постоянно совершенствовать свои навыки и умения и соответствовать требованиям времени.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции преподавателя, педагогическая деятельность.

Литература:

  1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 825 с.
  2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. – 2004. – № 10. – С. 23–31.
  3. Ермекова Т.Н. Коммуникативная культура специалиста-педагога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/12604 (дата обращения 08.08.2017).
  4. Евсеев В.О. Деловые игры по формированию экономических компетенций: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,2011. — 254 с.
  5. Заплетина Н.И. . Методика оценки профессиональных компетенций преподавателя вуза. // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза: матер. ХLIII научно-методической конф. преподавателей, аспирантов и сотрудников / под ред. О.А. Корниловой. 2016. — С. 201-207.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
  7. Калашникова О. В. Общекультурная компетенция преподавателя вуза: критерии и показатели // Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: матер. Международной научной конф. (XVII Вишняковские чтения). 2014. — С. 112-116.
  8. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентно-ориентированное повышение квалификации преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 1. – С. 41–44.
  9. Кошкин А.П., Евсеев В.О. Корпоративные акты университета как фактор успешности процесса интеграции интересов студентов и преподавателей // Гуманитарное образование в экономическом вузе: матер. V Международной научно-практической заочной интернет-конф. В 2 томах. 2017. — С. 247-252.
  10. Пальцева Е.А., Крейк А.И., Тевлюкова О.Ю. Электронное обучение: реалии современного образования // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. — № 3. — С. 163-165.
  11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализации / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.
  12. Соловова Н.В. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учеб.-метод. пособие // Н.В.  Соловова, С.В. Николаева. – Самара: Универс групп, 2009. – 137 с.
  13. Слуев В.И., Крылов А.Н. О формировании профессиональных компетенций преподавателя физики в вузах МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2013. − № 2. – С. 69−72.
  14. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 1. – С. 72–77.