ISSN 2409-7616

Анохин А.Н., Анохина С.А., Булгакова Г.Р., Каримова Р.Х.

ОТРАЖЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Андрей Михайлович Анохин — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, (Россия, Стерлитамак), РИНЦ SPIN-код: 9363-3108, AuthorID: 260740, e-mail: andr.anokhin@mail.ru

Светлана Александровна Анохина — кандидат педагогических наук, ст.преподаватель кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, (Россия, Стерлитамак), РИНЦ SPIN-код: 4726-2146, AuthorID: 784481, e-mail: fotina.69@mail.ru

Гульсима Рахимяновна Булгакова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры германских языков Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, (Россия, Стерлитамак), РИНЦ SPIN-код: 6153-7370, AuthorID: 907728, e-mail: bulgakova.gulsima@yandex.ru

Римма Хатиповна Каримова — кандидат филологических наук, доцент кафедры германских языков Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, (Россия, Стерлитамак), РИНЦ SPIN-код: 8392-2150, AuthorID: 338523, e-mail: karimova.rimmochka@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема проявления феномена эмоционального выгорания у учителей и преподавателей вуза. Авторы рассматривают данный синдром на примере сопоставительного анализа учителей и преподавателей иностранного языка. В работе экспериментально исследуются фазы и уровни проявления симптомов эмоционального выгорания в педагогической среде. Рассматриваются стратегии поведения, приводящие к эмоциональному выгоранию, приёмы и механизмы редукции, имеющие конструктивные и деструктивные формы. В статье даны ряд рекомендаций, направленных на улучшение качества жизни и здоровьесозидания учителей и преподавателей вуза. В исследовании отмечается, что эмоциональное выгорание относится к психосоциальной профессиональной хронической усталости (эмоциональной и физической). Синдром выгорания является нарушением баланса между работой и жизненным положением, желаниями и потребностями. На этот аспект обращается внимание в групповой и индивидуальной коррекционной психологической и медицинской работе с учителями школ и преподавателями вуз по преодолению ими синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, система образования, проявление симптомов «выгорания», тенденции проявления и совладания, адаптация личности, стресс и стрессоустойчивость, профессиональное выгорание.

Литература:

  1. Анохин А.М. Социальная адаптация в контексте феномена границы // Журнал социологии и социальной антропологии.- Том: IX.- № 3, 2006.– С. 53-65.
  2. Арпентьева М.Р. Конфронтация психолога с клиентом и феномен социальных ожиданий // Социальные явления. 2016. — № 4 – С. 61-70.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
  4. Выбойщик И.В. Синдром выгорания («burnout») – URL: http://myakushkin.ru/en/library/35/sindrom-vygoraniya-lburnoutr.html (дата обращения 11.08.2017 г.)
  5. Гольдфарб О.Д. BURNOUT (Байки американского врача) // Мир врача. Профессиональный портал. – URL: https://mirvracha.ru/discussion/showExpert/118?offset=10&max=5#discussionsList
  6. Гройсман А.Л., Анохин А.М., Поздняков В.А. Комплексная коррекция психических состояний артистов балета // Психологический журнал. – Том: 25. — № 1, 2004. – С. 83-89.
  7. Дубков А., Атаев Р. Burnout, или синдром профессионального выгорания. – URL: http://www.itmathrepetitor.ru/a-dubkov-burnout-ili-sindrom-professional/
  8. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с. (Мастера психологии).
  9. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Медицина, 1996. – 464 с.
  10. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. – СПб.: Речь, 2009. – 544 с.
  11. Реан А.А., Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. – СПб: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
  12. Слотердайк П. Критика цинического разума / Перев. с нем. А.В. Перцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. – 584 с.
  13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
  14. Форманюк Г.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. – №6, -С. 57-63.
  15. Maslach[en] C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behaviour[en]. – 1981. – Vol. 2. – P. 99-113
  16. Herbert J. Freudenberger [en] Staff burnout (англ.) // Journal of Social Issues[en]. – 1974. – Vol. 30, №. 1. – P. 159-165.
  17. Wenninger G. Burnout. Lexikon der psychologie // Spektrum.de / Перев. с нем. Г.Р.Булгаковой, Р.Х. Каримовой.– URL: http://www.spectrum.de/lexikon/psychologie/burnout/2686 (дата обращения 10.09.2017 г.).
  18. Wilhelms Burnout: Erläuterung und Entstehung // Burnout-stop.de / Перев. с нем. Г.Р.Булгаковой, Р.Х.Каримовой.– URL: http://www/burnout-stop.de/burnout_syndrom/http://www.burnout-stop.d /burnout_syndrom/?PHPSESSID_netsh103006=e4a40b1dbefa38ee4341caa184eb8028 (дата обращения 05.10.2017 г.)