ISSN 2409-7616

Димухаметов Р.С., Соколова Н.А., Харланова Е.М,, Столбова Е.А,

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рыфкат Салихович Димухаметов — доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, (Россия, Челябинск), Spin –код: 9425-3820; E-mail: dimuhametov46@mail.ru

Надежда Анатольевна Соколова — доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, (Россия, Челябинск), Spin –код: 3024-4346; E-mail:sokolov34@is74.ru

Елена Михайловна Харланова — доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, (Россия, Челябинск), Spin –код:5584-5235; E-mail: dimuhametov46@mail.ru

Елена Александровна Столбова — кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, (Россия, Челябинск), Spin –код: 5123-1372; E-mail: stolbovaea@cspu.ru

 Аннотация. В статье раскрывается опыт реализации научно-методического сопровождения первичных отделений Российского движения школьников в Челябинской области, включая работу научно-методического семинара, разработку и апробацию образовательных программ, проведение регионального форума РДШ. Представлены как достижения, так и актуальные задачи научно-методического сопровождения РДШ, в качестве приоритетной — разработка Концепции развития  РДШ в регионе. Представлены идеи, которые, по мнению авторов, могут быть положены в основу разработки данной концепции.   Насыщение дел РДШ романтикой, игрой, творчеством является одним из наиболее существенных условий коррекции социальных недостатков. Принципиальное внимание, по всей видимости, следует обратить на психолого-педагогические аспекты РДШ, такие как: личность, коллектив,  деятельность, отношения, организация, первичный коллектив, общешкольный коллектив,  детское самоуправление  и пр.

Ключевые слова: российское движение школьников,  концепция,  объект предмет концепции,  стратегическая и  тактическая цели концепции, задачи и  принципы концепции, научно-методическое сопровождение, детское объединение, отклоняющееся поведение, профессиональная преступность, нормативное основание, теория детского и молодежного движения, научиться жить вместе, научиться учиться, работать, жить, научно-методическое сопровождение, фасилитация, фасилитирующее управление, цель новаторства.

Литература:

  1. Борытко Н.М. Воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления человека // Славянский педагогический собор: тез. докладов I Международного конгресса (Тирасполь, 26–29 июня 2002 г.). — Бендеры, 2002. — С. 517–519.
  2. Бранский В.П. Социальная синергетика: теория самоорганизации индивидуума и социума / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2002. – 476 с.
  3. Егорычев А.М. Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества: всеросс. научн. круглый стол, посвященный Междунар. дню социального педагога (2 октября 2013, г. Москва). – М., 2013.
  4. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. Киров, 1990.
  5. Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека / Е.Н. Князева // Грани научного творчества. htm.
  6. Мардахаев Л.В. Педагогика среды. — М.: Гардарики, 2008.
  7. Образование: Сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. – ЮНЕСКО, 1996.
  8. Стуканов А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации пед. кадров: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2003. – 247 с.
  9. Технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей: учебное пособие / под ред. Т.Е. Никитиной. – Челябинск: АО ЧПО «Книга», 2017. – 463 с.
  10. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» № 536 от 29 октября 2015 года.
  11. Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов: монография / Р.С. Димухаметов, Н.А. Соколова, М.В. Слесарь, В.Ф. Жеребкина и др. – Челябинск-Костанай, 2016. – 306 с.
  12. Харланова Е.М. Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций Российского движения школьников: концептуальные основы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 10. – С. 101–105.
  13. Харланова Е.М. Воспитательная система первичного отделения РДШ: этап становления // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 84-89.