ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Кретинин А.С.

ДУХОВНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РУССКОГО МИРА

Александр Михайлович Егорычев — доктор философских наук, профессор Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 2557-4037; email: chelovekcap@mail.ru

Александр Сергеевич Кретинин — генеральный директор, председатель правления РОО «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы»,  (Россия, Москва), e-mail: cit-sr@mail.ru

Аннотация. Материал статьи отражает результаты многолетнего исследования, касающегося роли духовности в развитии русского мира, становлении российского государства и общества. Полученные результаты исследования показали, что «русская духовность» оно во многом обязана православной культуре. Традиции русского православия, её смыслы и ценности, оказали огромное влияние на процесс формирования российской культуры, сознание и мировоззрение простых тружеников великой державы. Смысл, который вкладывается в понятие «духовность» на пространстве русского мира, отражает многовековые традиции православной религии. В большей мере основу искомого понятия составляют производные понятия «дух» и «душа», их смысл и сущность. Исторический духовно-нравственный потенциал культуры русского мира содержит в себе социокультурный ресурс высокого уровня духовности, которая формировалась усилиями отцов русской церкви, её сподвижников и государственных мужей, которые провели великую работу по раскрытию красоты православной религии, показали пример праведной духовной жизни для русского человека, указали путь к праведному миру и поиску духовной гармонии в земном мире. Можно говорить о том, что константа «духовность» навечно вошла в социокультурный архетип русского (российского) человека, стала важной составляющей в его организации бытийного мира, воспитания подрастающего поколения (детей, подростков и молодежи).

Ключевые слова: Россия, российское государство и общество, духовность, духовно-нравственная культура, духовная жизнь, русская культура.

Литература:

  1. Архимандрит Георгий (Тертышников).Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. — М.: Правило веры, 1999. — 570 с.
  2. Бергер М., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. Е. Руткевич. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
  3. Большая советская энциклопедия:в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Домострой. Древнерусская энциклопедия семейной жизни. – М.: Просвещение, 2017.
  5. Игумен Георгий. Православная педагогика. Изд. 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. — 672 с.
  6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. /Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд / Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  7. Повесть временных лет. — М.; Л., 1950. Ч. 2. — С. 425-457.
  8. Свт. Григорий Палама.Трактаты (Патристика: тексты и исследования) / Пер. с греч. и примеч. архим. Нектария (Яшунского). — Краснодар, 2007. — 251 с.
  9. Селезнева Е.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 48 с.
  10. Творения преподобного Симеона Нового Богослова. Слова и гимны. В трех книгах. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
  11. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского / Русский перевод. — СПб.: Издание Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 2, Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста. — С. 471-889.
  12. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. Избранные работы по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии. — М., 2007.
  13. FB.ru:http://fb.ru/article/168561/chto-takoe-domostroy-domostroy-avtor-god-sozdaniya-kratkoe-soderjanie