ISSN 2409-7616

Шульга Н.И., Белякова Н.В.

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОГИ НА СОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Наталья Ивановна Шульга — преподаватель кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), Spin-code: 6073-0280;   e-mail: bogomazovargsu@mail.ru

Наталья Владимировна Белякова — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии Российского государственного социального университета, (Россия, Москва), Spin-code: 3115-6459; e-mail: navlabel@gmail.com

 Аннотация. В статье рассматривается ситуации современного социального пространства, способствующего нивелированию психологической безопасности лиц юношеского возраста, повышению их уровня тревоги и, как следствие, росту соматических заболеваний невротического характера. Дан краткий обзор факторов, травмирующих психику лиц юношеского возраста. Раскрыто влияние личностного уровня тревоги как способа реагирования юношества на психические травмы, имеющие продолжение свое в соматических проявлениях. Даются рекомендации по совладению с травмирующими психику личности факторами. Практическими рекомендациями по совладению с психическими травмами, вызывающими повышение уровня тревоги, могут служить общеизвестные методы: аутогенная тренировка Иоганна Шульца, метод релаксации, метод десенсибилизации Д. Вольпе, метод снятия стресса «Антистресс», тренинг релаксации Якобсона, метод работы с зеркалом, метод парадоксальной терапии В. Франкла.

Ключевые слова: социальная среда, психологическая безопасность, личностная тревожность, психическая травма, соматические проявления, психика, аффективный компонент, экспрессия, юношеский возраст.

Литература:

  1. Белинская Е.П. Я — концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ, 2005. — №14. — 313 с.
  2. Белякова Н.В., Петрова Е.А., Романова А.В., Акимова Н.Н. Становление профессиональной самореализации студентов- профессионалов на этапе ухода из спорта высших достижений // Теория и практика физической культуры, 2016. — № 3. – С. 32-34.
  3. Ганелина И.Е., Краевский ЯМ. О преморбидных особенностях личности больных ишемической болезнью сердца // Кардиология. 1971.- № 2.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Психология индивидуальных различий. Тексты». – М.: МГУ, 1982.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология, патогенез. [Электронный ресурс]. http: /www/koob.ru. (дата обращения: 12.02.2017).
  6. Змановская Е.В. Девиантология. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
  7. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. — № 5.
  8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М.: Медицина, 1990.
  9. Кон И.С. В поисках себя // Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 2004. — 276 с.
  10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  11. Коржова Е.Ю. Отношение к будущему у современных подростков и юношества // Просвещенная коммерция. 1994. — № 1.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: 1959. — С. 412.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд.,М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 421 с.
  14. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960.
  15. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Ленинград, 1983.
  16. Осипова А.А. Общая психокоррекция / Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТУ «Сфера», 2002. — 512 с.
  17. Петровский А.В. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. — М.: 1987.
  18.  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: 2001. — 365 с.
  19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М.: 1994. — 358 с.
  20. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии. Т. 1. 1991.
  21. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. — М.: Медицина, 1982.
  22. Фельдштейн Д.И. Психологи взросления. — М.: 1999.
  23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Учебник. — М.: Гардарики, 2007. — 349 с.
  24. Шихи Г. Возрастные кризисы / Ступени личностного роста. — СПб.: 1999. — 246 с.
  25. Шульга Н.И. Невроз у детей младшего школьного возраста и детей с нарушением развития: Сб. статей по матер. V Всероссийской научно-практической конференции. — Йошкар-Ола: Изд. МОСИ, 2015. — С. 237-242.
  26. Piaget J. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.1998. — 387 с.
  27. Freud Z. Истерия и страх. «Фирма СТД». / Издание на русском языке; перевод с немецкого А. Боковиков. – М., 2006.
  28. Horney K. Невроз и личностный рост / Борьба за самоосуществление / Перевод Е.И. Замфир. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. Терминологическая правка В. Данченко К.:PSYLIB, 2006.