Электронный научный журнал

Иванов А.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ЦЕНТРА КРЕАТИВНОГО ИНСАЙТА» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ СОЗНАНИЯ

Александр Владимирович Иванов — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, (Россия, Москва), SPIN-код: 2422-2873; e-mail: aivanov7@rambler.ru

 Аннотация. В предлагаемой статье содержится анализ современного состояния образования, причин неудач, вызванных последствиями глубинных изменений общества в планетарном масштабе, природных катаклизмов. При этом происходит качественный скачок в технологическом преобразовании человечества, что требует изменение сущности и содержания образования на основе внедрения инновационных информационных технологий. Представлена краткая характеристика новой школы, ее содержательного наполнения в аспекте технологических изменений. Технологизация образования, с одной стороны, обеспечивает успешность процесса индивидуализации и социализации ребенка, способствует усилению интерактивных форм работы, с другой стороны, остается в «плену» прежнего взгляда на педагогику как передачу социального опыта от педагога к ребенку. Это движение на развитие поверхностного сознания человека, которое не обеспечивает устойчивости личности к жизненным препятствиям и самосовершенствованию.  Представлена характеристика Школы Будущего, построенной на идеях принципиально новой педагогике – педагогики сознания. Наша эпоха характеризуется возникновением новых смыслов существования человека в условиях изменяющегося пространства, усиления метаразумного существования человечества. Основной чертой новой эпохи является то, что наша цивилизация возвращается к идее Общего Блага, основанного на методе синтеза, о неизбежности прохождении жизненных испытаний человечеством для расширения своего сознания. Новая педагогика воспитания раскрывает ценностное отношение к развитию сознания ребенка, направленного на формирование его высших качеств и способностей, основанных на духовных ценностях. Это воспитание, направленное на освоение и развитие самим человеком (ребенком) элементов сознания, включающих: освоение духовных чувств (доброта, справедливость, стойкость, спокойствие, мужество и др.) и волевых качеств; устремленность к Истине, Любви, Красоте (духовным ценностям), познание мира и себя, физических свойств своего тела, раскрытие творческих возможностей, определяющие уровень сознания субъекта с целью его расширения. Раскрывается содержание технология креативного инсайта как средства практической реализации идей педагогики сознания. Данная технология может быть апробирована в деятельности новых Центров инновационного образования, основанных на принципиально иной организационно-управленческой структурной модели и содержании деятельности, нацеленных на развитие духовного сознания.

Ключевые слова: технологизация образования, индивидуальность, социализация, педагогика сознания, поверхностное сознание, глубинное (расширенное, духовное) сознание.

Литература:

  1. Адамский А. Лекция «Стратегия развития системы образования: цели и институты» http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17191.html
  2. Атлас новых профессий. http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf
  3. Воевода Е.В., Воленко О.И. О традициях в национальной научной культуре: новое лицо России или чужое отражение? // Педагогика и психология образования. 2017. — № 2. — С. 80-84.
  4. Воленко О.И., Никитина Н.И. К вопросу о педагогических парадигмах современного профессионального образования специалистов социальной сферы // Инновации в образовании. 2010. — № 6. — С. 4-15.
  5. Воленко О.И. Теоретические и организационно-педагогические условия достижения современного качества обучения и воспитания в едином образовательном пространстве: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 2004
  6. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  7. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Опыт и традиции советского образования: необходимость использования в современной системе образования // ЦИТИСЭ. 2017. — № 2 (11). — С. 7.
  8. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Идеология рационализма в построении современного общества и развития государства // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 4.
  9. Егорычев А.М., Дайкер А.Ф. Тенденции и социокультурные реалии XVIII-XIX веков: особенности становления отечественного образования // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. С. 12.
  10. Егорычев А.М. Социокультурные аспекты в системе отечественного образования: контекст модернизации и управления (социально-философские размышления) // Ученые записки РГСУ. 2014. — № 4 (126). — С. 6-11.
  11. Иванов А.В. Теоретико-методическое исследование воспитания ребенка по развитию его сознания: монография. – М.: Перспектива, 2017.
  12. Иванов А.В. Педагогика социальной среды как отрасль социальной педагогики: монография. Saarbrucken:Palmarium Academic Publishing, 2013. – 499 с.
  13. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2015. — № 4. — С.
  14. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для студентов. – М., 2016. – 120 с.
  15. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Современные педагогические парадигмы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. — № 24. — С. 146-152.
  16. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. 2016. — № 4 (8). — С. 5.
  17. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов. № 1.- 2015, с.71-75.
  18. Федосеева И.А Роль российского государства в становлении и развитии социального воспитания// Социальная политика и социология. 2012. № 8 (86). С. 117-124.
  19. Федосеева И.А. Размышление об учителе в контексте духовно-нравственного воспитания личности. Развитие человека в современном мире. 2014. — № V-1 (V). -С. 162-168.
  20. Egorychev A., Kretinin A. Social education and socialization in Russian environment: historical social and philosophical aspects // ЦИТИСЭ. 2017. — № 1 (10). — С. 5.