Электронный научный журнал

Рунов С.С.

ДЕТСКИЙ САД Ф.В.А. ФРЁБЕЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Сергей Сергеевич Рунов — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Российского государственного социального университета (Россия, Москва); РИНЦ SPIN-код 6420-9751; e-mail: sergej-runov@yandex.ru

 Аннотация. В статье раскрыты и проанализированы ключевые особенности детского сада Ф.В.А. Фрёбеля как социально-педагогической системы. Его педагогическое наследие имеет высокий воспитательный уровень. Ф.В.А. Фрёбель указывал, что из детей не следует делать ремесленников, однако в высшей степени полезно было бы проводить с ними уроки ручного труда в детском саду. Однако, по его мнению, ручная работа приобретает свое воспитательное значение лишь тогда, когда она просветляется разумом, «является свободной разумной деятельностью». Игры и ручной труд (являющийся также и умственным) сопровождались в детском саду Ф.В.А. Фрёбеля беседами (моральными и по естественной истории), дружескими разговорами о сюжетах и предметах, взятых из окружающего ребенка мира, стихами, пением. Все перечисленное служило нравственному развитию ребенка. Исследование позволило раскрыть главные особенности детского сада Ф.В.А. Фрёбеля как социально-педагогической системы. В то же время, представленные результаты исследования открывают перспективные возможности для более подробного, детального изучения отдельных компонентов детского сада как социально-педагогических подсистем.

Ключевые слова: Ф.В.А. Фрёбель, детский сад, социальная педагогика, история социальной педагогики, социально-педагогическая система.

Литература:

  1. Арапова Н. Детская садовница // Учительская газета. 2009. №6. 10 февраля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/27272http://www.ug.ru/archive/27272 (дата обращения: 30.03.2017).
  2. Ге Ф. Фребель и детские сады // Ге Ф. История образования и воспитания. — М., 1912. — С. 427–455.
  3. Иваненко Α.Α. «Речи к немецкой нации» спустя 200 лет // Фихте И.Г. Речи к немецкой нации / пер. А.А. Иваненко. — СПб.: Наука, 2009. — С. 5–42.
  4. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Том второй. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII–XIX веков / Редактор-составитель В.П. Шестаков. — М.: «Искусство», 1973. — 368 с.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  6. Кожевникова В.В. Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа развития творчества детей в XXI веке // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2015. — №2. — С. 318–321. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kozhevnikova_318-321.pdf
  7. Косенок С.М. Педагогическая система и ее виды // Среднее профессиональное образование. 2006. — №3. — С. 37–39.
  8. Монро П. История педагогики. Часть 2. — Москва–Петроград, Государственное издательство, 1923. — 342 с.
  9. Официальный сайт НП «АФП». [Электронный ресурс]. URL: http://npafp.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
  10. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. — М.: Изд-во АПН РСФСР, Т.2. 1963. — 563 с.
  11. Песталоцци. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.
  12. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.3 / Пер. с древнегреч.; ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; — М.: Мысль, 1994. — 654 с.
  13. Познанский Н. Песталоцци. «Апостол социальной педагогики». — Саратов, 1927. — 29 с.
  14. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.
  15. Рунов С.С. Концепция воспитания детей дошкольного возраста Ф.В.А. Фрёбеля // История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов вузов социального профиля / Под ред. В.И. Беляева. (Тема 25). — М.: МГОУ, 2007. — С. 239–244.
  16. Рунов С.С. Подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2004. — 187 с.
  17. Рунов С.С. Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля // История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева (Глава 14). — М.: Гардарики, 2003. — С. 150–159.
  18. Синицкий Л.Д. Трудовая школа. Ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом. — М.: МОГИ, 1922. — 190 с.
  19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Ч.1. — 288 с.
  20. Соколов П. История педагогических систем. — СПб.: Издание О.В. Богдановой, 1913. — 616 с.
  21. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособие / под ред. проф. И.А. Липского. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. — 384 с.
  22. Устав НП «АФП». [Электронный ресурс]. URL: http://npafp.ru/_docs/npafp_ustav.pdf (дата обращения: 30.03.2017).
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 30.03.2017).
  24. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201647&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7781479044130712#0 (дата обращения: 30.03.2017).
  25. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации / пер. А.А. Иваненко. — СПб.: Наука, 2009. — 349 с.
  26. Фребель Ф. Воспитание человека // Фребель Ф. Педагогические сочинения в 2-х т. Т.1 / Пер. с нем. И.Д. Городецкого. — М.: Тихомиров, 1913. — 359 с.
  27. Фребель Ф. Детский сад // Фребель Ф. Педагогические сочинения в 2-х т. Т.2 / Пер. с нем. Н.Н. Соколова. — М.: Тихомиров, 1913. — 581 с.
  28. Gruner, Gottlieb Anton. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hls-dhs-dss.ch/textes/d/Dphp (дата обращения: 30.03.2017).