ISSN 2409-7616

Хайруллин Р.З.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ОБЩЕРОССИЙСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» В ВУЗЕ

Руслан Зинатуллович Хайруллин — доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Российского нового университета (Россия, Москва), РИНЦ SPIN-код 2789-0917, E-mail: rhairullin@mail.ru

 Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирование  культуры межнационального общения и общероссийского самосознания студентов в процессе изучения курса «История отечественной литературы» в вузе. Особое внимание уделяется поискам путей сопряжения культур при изучении  произведений, в которых прямо или косвенно затрагивается проблема межнационального общения. В качестве методологической основы автор использует принцип диалога культур.При изучении русской литературы в предлагаемом аспекте автор считает важным привести студентов к мысли об  общности людей разных национальностей и религий, необходимости милосердия и прощения как непременном условии непротиворечивости национального и общероссийского самосознания.

Решение поставленных задач автор видит и во включении  в курс «Истории отечественной литературы» произведений писателей — представителей национальных литератур.  Например,  аварца Р.Гамзатова балкарца К.Кулиева,  башкира М.Карима, в творчестве которых наиболее ярко выражено ощущение поэтами тесной связи с родным народом, его культурой и традициями, и в то же время с Россией. Автор считает важным при изучении произведений поэтов и писателей других народов показать раздумья литераторов о духовных ценностях своего и других народов, о решении воспитательных проблем при описании отношений между людьми своей и других национальностей. Автор полагает целесообразным в рассматриваемом курсе и изучение произведений национальных писателей, пишущих на русском языке (например, В. Быкова, Ч. Айтматова). Гуманистический пафос произведений, рисующих жизнь, быт, нравственные устои  народов некогда единого культурного  пространства свидетельствует о необходимости единства этнического и общероссийского самосознания человека, являющегося основой культуры межнациональных отношений.

Ключевые слова: культура межнационального общения, этническое и общероссийское самосознание, диалог культур, курс «История отечественной литературы» в вузе.

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогичекая пансофия. Элиста, 2009. — 576 с.
  2. Галимуллина А.Ф. Проблемы изучения русской литературы XVIII века и ее традиций в педагогическом вузе. — Казань, 2011.- 568 с.
  3. Донская Т.К., Роговер Е.С. Актуальные проблемы методики преподавания словесности. С.-Пб., 2010. — 172 с.
  4. Кольчикова Диалог русской и родной культур на уроках литературы в национальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. — № 1 (103). — С. 38-43.
  5. Кольчикова Н.Л. Формирование этнической и российской идентичности в процессе литературного образования в национальной школе // Вестник Бурятского государственного университета, 2013. — № 1. с. 37-41.
  6. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. – Спб.: Азбука, 2014. — 480 с.
  7. Маркова Н.Г. Научные основы формирования культуры межнациональных отношений в вузе. — Казань, 2009. — 188 с.
  8. Мухаметшина Р.Ф. Диалог русской и татарской культур в системе литературного образования (На матер. школ Республики Татарстан). — Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 248 с.
  9. Проблемы диалога русской литературы (культуры) с культурами других народов: сб. научных статей, посвященных юбилею М.В.Черкезовой. -М., 2012. — 246 с.
  10. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М., 2001. — 196 с.
  11. Султанов К.К. От Дома к Миру. Этнонациональная идентичность в литературе и межкультурный диалог. — М., 2007. – 304 с.
  12. Хазанкович Ю.Г. Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов Севера. – Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2009. – 128 с.
  13. Хайруллин Р.З. Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 1999. — 380 c.
  14. Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в поликультурной среде. — М.: Дрофа, 2007. — 318 с.
  15. Черкезова М.В. Формирование межкультурной коммуникации в процессе преподавания русской литературы в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения // Филология и культура, 2012. — № 2 (28). — С. 153-156.