Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 2(11), 2017г. » 19.00.00 Психологические науки

Симачева Н.С. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ, ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
[ Скачать с сервера (192.5Kb) ] 30.04.2017, 12:00

Наталья Сергеевна Симачева - аспирант кафедры специальной и клинической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, SPIN-код: 2960-1896, AuthorID: 919896, e-mail: vvedra@mail.ru, (Россия, Москва)

Аннотация. Предметом нашего исследования является формирование эффективной мотивации к обучению подростков с легкой умственной отсталостью. Объект исследования - мотивация к обучению подростков с легкой умственной отсталостью. Целью нашего исследования является изучение факторов, которые влияют на мотивацию умственно отсталых школьников. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования:1) Метод наблюдения (по карте наблюдения П. Гола и Г. И. Щукиной)2) Метод беседы - диагностика мотивационной сферы «Лесенка уроков»3) Статистические методы: Критерий Манна-Уитни и критерий ф* Фишера. Для обработки результатов использовались статистические пакеты SPSS 11.0 и Excel 2000. Основным вкладом автора является выделение факторов, оказывающих влияние на эффективность мотивации к обучению подростков с легкой умственной отсталостью: 1) Подростки с умственной отсталостью предпочитают авторитарный стиль обучения и воспитания.2) Интерактивный урок является важным условием эффективности школьного обучения данной категории.

Ключевые слова: мотивация, интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость, учебный процесс, обучение, подростковый возраст, школьники, особые потребности, интерактивный урок, взаимодействие с учителем.

 

The factors contributing to effective motivation for learning, adolescents with mild mental retardation.

Natalia Simacheva - graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology SAEI HE "Moscow City Pedagogical University, SPIN-код: 2960-1896, AuthorID: 919896, e-mail: vvedra@mail.ru, (Russia, Moscow)

Summary. The subject of our study is to develop an effective motivation for learning of adolescents with mild mental retardation. Object of research - motivation for learning of adolescents with mild mental retardation. The aim of our research is the study of factors that affect the motivation of mentally retarded pupils. To achieve this goal the following research methods:1) Method of observation (for a map of Goals and observations P. G. I. Schukina)2) talk Method diagnostics of motivational sphere of the "Ladder of lessons"3) Statistical methods: Mann-Whitney test and the criterion f* Fisher. Processing of results was used the statistical packages SPSS 11.0 and Excel 2000. The main contribution of the author is the selection of factors influencing the effectiveness of the motivation for learning of adolescents with mild mental retardation: 1) the Adolescents with mental retardation prefer an authoritarian style of education and upbringing.2) Interactive lesson is an important condition for the effectiveness of schooling in this category.

Keywords: motivation, intellectual disabilities, mental retardation, educational process, training, teenage age, school pupils, special needs, interactive lesson, interaction with the teacher.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. – 2007-№ 3.–С.64–81.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.–448с.
  4. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010–78с.
  5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. - 367с
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245с.
  7. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672
  8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 192с
  9. Матвеева М. В., Станпакова С. Д. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54726.htm.
  10. Резанцева М. О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников: дайджест // Мир психологии – 2005– N2.– С. 249–254.
  11. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. 2000,с.87.
  12. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
  13. Фролова Н. А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // Нач. шк. – 2006. – № 2. – С. 50–51.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986. – 392с.
  15. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Нач. шк. – 2007. – № 2. – С. 18–19.
Категория: 19.00.00 Психологические науки | Добавил: Admin | Теги: подростковый возраст, умственная отсталость, учебный процесс, мотивация, Обучение, школьники, интеллектуальная недостаточность
Просмотров: 166 | Загрузок: 16