Главная » Файлы » ЦИТИСЭ № 2(11), 2017г. » 13.00.00 Педагогические науки

Мардахаев Л.В. СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ЯВЛЕНИЕ И ПРОЦЕСС: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
[ Скачать с сервера (309.0Kb) ] 05.04.2017, 17:55

Лев Владимирович Мардахаев - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, факультет социальной работы, Российский государственный социальный университет, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Москва. SPIN- код: 6449-0103; e-mail: mantissa-m@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается существо социализации через ситуацию ее развития; понятия ситуация, ситуация явления и ситуация процесса, а также социальность и социализация, социализирующее развитие воспитанника. Выделены социализирующая ситуация развития человека, как явление, и как процесс. Социализирующая ситуация развития как явление раскрывается через качественную характеристику своеобразия социальности конкретного ребенка (человека), целенаправленную активность ребенка в социуме, а также социума, в котором находится ребенок (социализирующей среды). Выделена и охарактеризована виктимная социализирующая ситуация развития воспитанника. Социализирующая ситуация развития как процесс рассматривается с позиции протекания качественно-количественных изменений в социальности человека под воздействием определенного движителя (определенных движителей) на протяжении жизненного цикла или определенного периода.

Раскрывается социализирующая ситуация развития как явление с позиции среды жизнедеятельности и самопроявления несовершеннолетнего; конструктивный опыт воспитателей по созданию благоприятной среды воспитания; социализирующая ситуация развития несовершеннолетнего как явление с позиции его целенаправленной активности в социуме; способы, создания социализирующей (ресоциализирующей) ситуации развития воспитанника (группы).

Ключевые слова: ситуация, ситуация явления, ситуация процесса, социальность и социализация, социализирующая ситуация развития человека, как явление, и как процесс.

 

THE SOCIALIZING SITUATION OF PERSONAL DEVELOPMENT AS A PHENOMENON AND PROCESS: SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS

L. Mardakhaev - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of Department of social pedagogy, Faculty of social work, Russian State Social University, Honored Worker of Higher Professional Education of Russian Federation, Moscow. SPIN- код: 6449-0103; e-mail: mantissa-m@mail.ru

Annotation. The article reveals the essence of socialization through the situation of its development; The concept of the situation, the situation of the phenomenon and the situation of the process. The socializing situation of human development is singled out, as a phenomenon, and as a process. The socializing situation of development as a phenomenon is revealed through a qualitative characteristic of the specificity of the sociality of a particular child (person), the purposeful activity of the child in society, and also the socium in which the child (the socializing environment). The victim's socializing development situation is singled out and characterized. The socializing development situation as a process is viewed from the point of qualitative and quantitative changes in the sociality of a person under the influence of a certain propeller (certain propulsors) throughout the life cycle or a certain period.

The socializing situation of development is disclosed as a phenomenon from the standpoint of the environment of life activity and the self-manifestation of a minor; constructive experience of educators in creating an enabling environment for upbringing; socializing the situation of the development of a minor as a phenomenon from the standpoint of his purposeful activity in the society; ways, creating a socializing (re-socializing) development situation for the pupil (group).

Keywords: situation, situation of the phenomenon, the situation of the process, sociality and socialization, socializing the situation of human development, as a phenomenon, and as a process.

 

Литература:

  1. Егорычев А.М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2008. - № 3. - С. 17-24.
  2. Егорычев А.М. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ, 2015, № 3(3).
  3. Калабалин С.А. Педагогические размышления: сб. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юстиция, 2017.
  4. Калабалин А.С. Педагогические размышления: сб. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд-во РГСУ, 2014.
  5. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. / сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд-во РГСУ, 2015.
  6. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: полный курс: учебник для бакалавров. – 6-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт, 2016.
  8. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учеб. пособие. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Изд. 2-е. – М.: Московский психолого-педагогический институт, 2008. – С. 526-550.
  11. Egorychev A. Upbringing system by A.S. Makarenko: synergetic analisis of its development / L. Mardakhaev, O. Volenko, I. Fedoseeva, E. Kostina // 3rd international multidisciplinary scientific conference on social science and arts sgem 2016: psychology and psychiatry, education and educational research, 24-30 august, 2016, Albena, Bulgaria. Sofia, 2016. P. 1219-1226.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: Admin
Просмотров: 100 | Загрузок: 12